Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Татьяна Шнар: «Если из аудитории в сто человек один-два подростка возьмут в руки книгу, это уже будет успех!»

Татьяна Шнар — подвижница от культуры. Она руководит Красноярским Краевым Домом искусств и является бессменным организатором Всероссийского литературного фестиваля «КУБ» («Книга. Ум. Будущее»). Сегодня Татьяна рассказывает нашему ресурсу о том, как надо продвигать литературу, и почему для общества так важны подобные мероприятия…

— Как и когда у вас родилась идея организовывать литературный фестиваль?
— В Красноярске в мае 2012 года была организована небольшая литературная конференция, на которую были приглашены московские поэты Андрей Коровин, Максим Лаврентьев и дочь писателя Виктора Астафьева, прозаик Анастасия Астафьева. Два дня мы посвятили вопросам развития региональной литературной среды. Гостям мы показали город, рассказали о том, как выстраивается работа с писательскими организациями, какие ресурсы есть у Краевого Дома искусств.
В последний день своего пребывания в Красноярске Андрей Коровин высказал своё мнение о том, что Красноярск обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы организовать свой литературный фестиваль. Так и случилось. В 2013 году родился литературный фестиваль «Книга. Ум. Будущее» (КУБ).

Литература всегда расцветала во времена кризисов и перемен

— Как вы реализовывали эту идею? Кто вам помогал?
— Конечно, одной мысли о готовности создавать свой литературный фестиваль было недостаточно! Требовались значительные финансовые и организационные ресурсы. Идею создания «КУБа» поддержало Министерство культуры Красноярского края. К реализации проекта в 2013 году подключились Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, Краевая филармония.
— Как прошёл первый фестиваль? Когда это было?
— Первый фестиваль прошёл довольно камерно. Он состоялся в апреле 2013 года. Есть моменты, которые остаются неизменными на протяжении трёх лет. Во-первых, это дата проведения, ежегодно КУБ проходит в апреле. Во-вторых, литературные семинары, которые в разные годы вели Нина Ягодинцева (Челябинск), Андрей Лазарчук (Санкт-Петербург), Михаил Тарковский (Красноярский край, п. Бахта), Геннадий Калашников, Герман Власов, Юлия Белохвостова, Роман Сенчин (Москва). Открывается фестиваль ярким арт-мобом «Книжный КУБ». Молодые ребята на центральной улице города выстраивают из книг куб. С каждым годом куб становится всё выше и выше. Потом все принесённые книги распределяются по точкам буккроссинга.
И, конечно, традиционные творческие встречи с писателями, участниками фестиваля. Если говорить о развитии фестиваля, стоит отметить, что в 2013 году прошло 18 мероприятий в рамках фестиваля, в 2015 — 60! В 2013 году фестиваль посетили чуть больше 600 зрителей, в 2015 — свыше 2500 человек. Гостями фестиваля в 2013 году были 10 авторов, преимущественно из Сибирского федерального округа, в 2015 — 30 (со всей России и из Португалии). В 2013 году было задействовано 10 площадок, в 2015 — 40.   

— У вас есть определённый список авторов, или вы даёте шанс любому пишущему человеку?
— Списка авторов не существует. Однако, сказать, что шанс есть у любого пишущего, тоже не верно. Сегодня существует масса графоманов, которые считают себя «достойными» участия в фестивалях. Для меня, как организатора, существует один критерий — качество литературных произведений, которые пишет автор. Это должен быть профессионал!
— Как автору стать участником фестиваля?
— Приоритет мы отдаём членам профессиональных писательских организаций. Для того, чтобы стать участником фестиваля, достаточно написать мне по электронной почте shnartanya@yandex.ru  Все остальные вопросы будут решаться в индивидуальном порядке.
— Насколько подобные мероприятия важны для нашей культуры?
— Важность и значимость подобных проектов в этом году подтвердили на федеральном уровне, объявив 2015 год Годом литературы. Если говорить про Красноярский край, то за последние два-три года литературная жизнь региона очень оживилась. Появляются литературные студии, в молодёжных центрах устраивают поэтические перформансы, читки пьес. Поэзия выходит на улицы города! Появляются новые проекты, новые конкурсы. Связано ли это с фестивалем? Мне сложно говорить. Это можно будет достоверно оценить лишь спустя время.
Хочется сказать одно, если ничего не делать, ничего не появится, ничего не будет развиваться. Под лежачий камень и вода не течёт! Если мы хотим привлечь внимание молодёжи к современной литературе, познакомить с современными авторами, то формат фестивалей — это то, что нужно. У меня двоякое мнение по отношению технологий добровольно-принудительного присутствия на мероприятиях. С одной стороны, «качество» аудитории от этого метода сильно страдает. С другой, если ребёнок, подросток никогда ничего подобного не увидят, не познакомятся «вживую» с современным писателем, то и интересу взяться будет неоткуда. Если из аудитории в сто человек один-два подростка потом возьмут в руки книгу, это уже будет успех!
— Если можно, расскажите о себе. Что значит литература в вашей жизни?
— Литература для меня — это источник новой информации и знаний! Это то, без чего я не мыслю собственное развитие. Художественная литература позволяет познать мир героя, погрузиться в его переживания, увидеть эпоху, культуру того времени, о которой пишет автор. Словом можно воскресить, а можно и глубоко ранить. Если говорить о литературе, то через чтение можно привить хороший вкус, а можно дурновкусие.
Всё закладывается в раннем детстве. У меня двое детей, и если старшая дочь всегда тянулась к книге, то сын пока не проявляет особого интереса к чтению. Но я знаю одно: пока они меня видят с книгой в руках, для них это будет воспитание примером. И рано или поздно они самостоятельно придут к книге, к той книге, которая будет интересна им. Моя задача — обеспечить выбор в домашней библиотеке.
— Кто ваши любимые авторы? А из классиков? Из зарубежных?
— Любимых авторов много. Могу сказать лишь о тех, кто в большей степени повлиял на моё мироощущение. Это Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Из зарубежных читаю и перечитываю Льюиса Кэрролла.
— Кого из современных русских вы бы хотели отметить особо?
— Особо отметить хотелось бы Захара Прилепина, Михаила Тарковского, Василия Авченко, Николая Александрова, Александра Григоренко. Из поэтов с особым трепетом отношусь к Марии Ватутиной, Геннадию Калашникову, Герману Власову, Андрею Коровину.
— Что вам нравится и не нравится в современной русской литературе? Чего ей, по-вашему, остро не хватает?
— Скорее всего, то, что мне не нравится, относится к организации процесса, а не к самой литературе. И это как раз связано с тем, что мне нравится. А нравится мне то разнообразие, которое сегодня предлагают авторы! Разнообразие тем, сюжетов, героев, времени действия. Удивительное количество молодых и талантливых ребят приходят в литературу!
Если рассмотреть исторические вехи в развитии литературы, и вехи в развитии истории нашей страны, то литература всегда расцветала во времена кризисов и перемен. Сегодня мы наблюдаем примерно ту же самую тенденцию. Мне кажется, первая волна качественного развития литературы в XXI веке наступает.
Не нравится мне то, что порой книги хороших авторов просто невозможно купить. Конечно, интернет в этом случае спасает. Однако я привыкла читать печатные книги. А это уже продукт, созданный не только автором, но и издателем в том числе. Художественная литература, если это не коммерческий автор, издаётся крайне маленькими тиражами. И до таких сибирских городов, как Красноярск, очень часто не доходит.
— Кем вы работаете в повседневной жизни?
— Я руковожу Краевым государственным бюджетным учреждением культуры «Дом искусств», курирую литературные, театральные, музыкальные, выставочные проекты. Поэтому литература — это лишь небольшая часть моих профессиональных интересов.
— Что читаете в настоящий момент? А что время от времени перечитываете?  
— Я всегда читаю несколько книг одновременно. Это связано с тем, что необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний и компетенций, а также удовлетворять потребность в чтении художественной литературы. Поэтому в настоящий момент я читаю «Правый руль» В. Авченко и «Мотивация и личность» А. Маслоу.
Сейчас я перечитываю детскую литературу, так как считаю, что чтение вслух детям — это время, проведённое вместе с наибольшей пользой. Слишком многое хочется прочитать из нового, поэтому перечитывать пока не получается.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика