К слову о похождениях раздолбая
Название книги: Похороните меня за плинтусом – 2. Хроники раздолбая
Павел Санаев успешно дебютировал на поприще русской современной прозы со своей первой книгой «Похороните меня за плинтусом». Не так давно вышла вторая под названием «Похороните меня за плинтусом – 2. Хроники раздолбая», которая по задумке должна быть продолжением первой книги. Некстати возникает вопрос: чья же была задумка объявить «Хроники» продолжением «Похороните меня за плинтусом» — самого автора или команды менеджеров издательства?
Важно отметить сразу, что книге можно поставить довольно грустный и неутешительный диагноз – к литературе она имеет мало отношения, это — в максимально возможной степени хорошо разрекламированный проект, «почивание на лаврах» от первой книги, которая действительно была самой настоящей книгой во всех смыслах этого слова. В общем-то, этот факт является своего рода точкой отсчёта, с которой можно и начинать, и заканчивать изобличать Санаева с его вторым, но, увы, не самым удачным выходом.
Сюжет истории довольно прост: юноша-подросток, съедаемый свойственной для своей категории праздностью и ленью, пускается во все тяжкие. В то время, пока он наслаждается «своей жизнью», на его пути встречаются персонажи, которые всё время поучают Раздолбая, не давая ему самому «шевелить мозгами». В качестве бонуса так же главный герой имеет внутренний голос – только то, как понимать его присутствие, остаётся на совести читателя – то ли это невидимая рука писателя, направляющая сюжет в немыслимое и, порой, не самое логичное русло, то ли признаки надвигающейся «шизы» у персонажа. Что касается второстепенных героев – то уж слишком разношёрстная тусовка вышла у автора: первый пропагандирует веру, другой спонсирует досуг с проститутками. Не обходится и без девушки, которая моментально превращается в любовь всей жизни Раздолбая.
В целом, «Хроники» можно было бы сравнивать с книгой Чарльза Буковски «Хлеб с ветчиной» — первоначальные данные у них схожи, да и история развивается по приблизительно одинаковому сценарию. Но, на мой взгляд, сравнения здесь не получится, просто потому, что на идентичности сюжетов все сходства заканчиваются. Юмор, повествование и использование специфической лексики у Санаева, на мой взгляд, выдаёт затаившуюся неискренность автора с читателем. Помимо этого, необходимо заметить, что текст ко всему пестрит техническими неточностями, что и вовсе недопустимо.
Вообще, есть смысл предполагать, что «Хроники раздолбая» стали не самым приятным сюрпризом для читателя. Хотя Санаев и утверждает, что книга не имеет отношения к автобиографии, это особо не меняет ситуацию. Продолжения «Похороните меня за плинтусом» не получилось: что в смысловом, что в стилистическом аспекте номинальные первая и вторая часть фактически отношения друг к другу не имеют. Повесть, которая принесла автору популярность, была действительно откровением, а, как известно, откровения на поток не ставят.
Юлия КОРЗИНКИНА