«Клуб старых развратников» или психолого-криминалистическая драма?
Название книги: Мужчина и женщина. Нескончаемый диалог. Цена одной ошибки
Издательство: Международные отношения
Год издания: 2015
Предупреждение юности наподобие «Ямы» Куприна о падении нравов современного общества, насыщенное колоритное живописание (причём на хорошем литературном русском языке) яркого представителя прожигателя жизни — бездельника, отлично устроившегося в лихие 90-е благодаря номенклатурному происхождению, связям и блату, или откровение типичного представителя «клуба старых развратников», к 50-ти годам, наконец, уставшего (или одумавшегося) от своей распутной половой жизни и вернувшегося в лоно семьи? Честно говоря, определить жанр книги «Мужчина и женщина. Нескончаемый диалог» уважаемого профессора, директора Международного института управления МГИМО (У) МИД России Роберта Енгибаряна весьма затруднительно. Ещё труднее понять, зачем через два года прозаик написал продолжение «Мужчины и женщины» — завершающий роман «Цена одной ошибки».
Сам писатель — доктор юридических наук, известный учёный шутит, что его новый литературный труд надо пометить значком «18+» и обязательно нужно прочитать всем. Но это всего лишь рекламный ход: запретной «клубнички» в тексте нет.
Наоборот: сложилось впечатление, что группа трудолюбивых студентов выбирала из архива уголовных дел явно «вкусные» и омерзительные истории и предлагала их к художественному переосмыслению своему научному руководителю. Смесь, хоть и заправленная яркими и даже талантливыми публицистическими высказываниям, получилась плохо перевариваемой и весьма нелогичной. Эдакая помойка человеческих душ. Но обо всём по порядку.
Признаюсь сразу: скучная аннотация, выдержанная в правом русле, меня не вдохновила. Но бывший консультант — заведующий сектором Идеологического отдела ЦК КПСС — был так словоохотлив на презентации, что невольно прямо в магазине я начал пролистывать первые страницы книги. И, неожиданно для себя, увлёкся чтением: уж больно хорошо писатель рисует «устроенное» детство и отрочество «баловня судьбы» — главного героя «Нескончаемого диалога» Алексея Малькова. Как потом выяснилось, общая шапка серии «Мужчина и женщина» сбила меня с толку и я по ошибке «проглотил» первую часть книги, что только подогрело интерес к «Цене одной ошибки».
Итак, мальчик Алёша рос в обеспеченной интеллигентной семье, прилежно учился, был красив и рано осознал, что нравится женщинам. Я не оговорился, именно женщинам — первый, пардон, секс у парня случился в 15 лет. И соблазнила его 28-летняя опытная «наставница»… Короче, ещё в годы учёбы в мединституте Мальков понял, что может использовать женщин с выгодой для себя: отбоя от представительниц прекрасного пола не было. И вот заурядный врач-гинеколог удачно открывает своё дело: в начале 90-х за бесценок с помощью одной из влиятельных любовниц приобретает около тысячи квадратных метров столичной недвижимости и сдаёт их различным организациям медицинского и околомедицинского профиля. Начинается шикарная жизнь…
Устами Малькова Роберт Енгибарян высказывает, судя по всему, свои сокровенные мысли. Например. «Коммунистическая власть старалась сделать из людей трусливых ограниченных роботов, борющихся за физическое существование… И что получили в итоге советские вожди? Агрессивный, злобный, ненавидящий всех и вся народ, потерявший в веру в справедливость и возможность честно работать и честно жить». Или вот: «В свою очередь, вице-мэр исполнял роль барина с огромным внутренним достоинством. И всё-таки, почему окружающие столь безропотно принимают эту роль, холопствуют перед ним? С другой стороны, почему бы нет, если достаточно изобразить на лице глупо-добродушную готовность исполнять приказы старика, чтобы за короткий срок получить задарма квартиру, стоящую миллионы долларов. Честным трудом такую квартиру за три жизни не купишь».
Далее следуют главы, в которых подробнейшим образом описаны так сказать «главные» любови Алекса: богатая, но бездетная Жасмин, юная Ли из экзотической страны, Кристина… И вот нашему герою сорок лет, он полон сил и сексуальной энергии, денег хватает на нескончаемые вояжи за рубеж, в которые обязательно едут красивые и не очень девушки и женщины, от которых он откупается то украшениями, то машинами, то деньгами. Иначе нельзя. Ведь уважаемый доктор на людях — примерный семьянин, у которого есть дочь и сын. А то, что жена с ним не живёт лет эдак…, так это в порядке вещей для многих чиновников и толстосумов. И вот, в 224-х страничной книге мы подходим к финалу. На примере десятков страниц автор в духе классической русской литературы подводит итог-урок. Заядлый бабник, покупающий женщин, в день своего 50-летнего юбилея, на который съезжаются все главные женщины его жизни, осознаёт все свои ошибки и решает, наконец, вести неаморальный образ жизни…
И что же в остатке? Что хотел сказать автор-преподаватель МГИМО? Поделиться откровениями о судьбах выпускников закрытого клуба «золотой молодёжи»? Этим никого не удивишь. Как и тем, что многие женщины ради карьеры готовы переспать с начальником и выполнить все его, пардон, сексуальные фантазии. Показать образец для подражания девицам, мечтающим найти богатого папика и продать подороже свою молодость и душу за щедрое вознаграждение? Или заклеймить позором нашу власть «двойных стандартов», когда в телекамеру говорится одно, а в реальности происходит противоположное? Может, честнее, а, главное, большую пользу для общества принесёт книга разоблачений злоупотреблений чиновников на местах с реальными примерами и фактами? Когда они обличены властью, а не после смерти, когда можно писать всё, даже то, чего не было?
Честно говоря, поражает откровенность и точность описываемого бесстыдства и разврата, как будто автор видел это сам или уж точно тщательно записывал за кем-то из «этих»? Но тогда зачем в деталях описывать «разрушение духовных скреп» и морально-нравственных ценностей? Зачем писать столь подробную книгу о непотребстве (как считает автор), о людях, которые недостойны внимания общества? Получается, что это своеобразная реклама подобного образа жизни. Что, мол, можно всё, если осознать, и потом больше этого не делать. Тем более, что всё для всех действующих лиц кончается «хэппи-эндом».
Эти же вопросы можно в полной мере отнести к продолжению «Мужчины и женщины» — роману «Цена одной ошибки». Сначала, честно говоря, даже интересно. Живёт себе уважаемый всеми профессор Иван Ильич Ильин — заведующий кафедрой всеобщей историей престижного университета. Всё у него сложилось, как нельзя лучше: достаток, положение, прекрасная жена Ирина, хорошо образованные взрослые дочь и сын, здравствующая 80-летняя мама отца семейства Людмила Васильевна, которая просит сына приютить на время в доме эффектную аспирантку-провинциалку Ольгу — в общежитии ремонт. Ну а дальше пошло-поехало. Ильин-то, как и Алекс Мальков, мужчина с богатым сексуальным прошлым и настоящим. А за плотские наслаждения надо платить. («Сколько лжи, неправды в человеке, сколько тайных увлечений и стремлений! Сколько энергии и усилий он тратит, чтобы не раскрыться перед окружающими, чтобы спрятать своё истинное лицо и порочные желания», — пишет автор).
И вот в один прекрасный день появляется некая Стелла и вместе с подельником-уголовником Сергеем начинает шантажировать видеозаписью, на которой «препод» Иван Ильич предаётся любовным утехам с её дочерью. Сначала профессор думает заявить в полицию, но тогда его тайная жизнь станет известна не только правоохранительным органам, но и супруге, разразится большой скандал на работе. Как вы думаете, что происходит дальше? Ильин соглашается на условия аферистов и выставляет на продажу шикарную дачу: те требуют большие деньги. Разрываясь между домом, заболевшей к тому времени супругой и попавшей в больницу матерью, Ильичу удаётся заманить преступников в подвал своего загородного особняка и запереть их там. Ильин, наподобие Раскольникова, весь в душевных сомнениях и мыслях о несовершенстве российского общества (правоохранительной системы в частности) решается учинить самосуд: он морально изводит негодяев и даже требует от них написать правдивые истории об их ничтожных жизнях. Как ни странно, о дачных арестантах никто не справляется, даже родная дочь Стеллы, которая тоже пошла по кривой дорожке женщины, ищущей богатых мужчин, как и родная мать.
Между тем, Людмила Васильевна отходит в мир иной, следом (от редкой душевной болезни) супруга Ирина — не помогает даже лечение в лучшей зарубежной клинике. Сын Ильина Константин сходится с Ольгой, она в положении, но тщеславный отпрыск не желает иметь ребёнка — нравоучения родителя не помогают. Гинеколог Мальков тайно советует аспирантке приударить за отцом семейства. Опустошённый потерями близких Иван Ильич не может устоять перед юным телом и становится любовником Ольги. Тем временем, в подвале у Стеллы случается выкидыш — она забеременела от негодяя Сергея, с которым просидела в подвале долгие месяцы. В порыве ненависти заложница убивает сожителя — бывшего «мента» с криминальным прошлым… Дом Ильина горит, при пожаре погибает Стелла. Рассказывать можно ещё долго, но конец весьма неожиданный. ФСБ всё раскрывает и… для Ивана Ильича всё заканчивается хорошо: он едет по обмену за рубеж как лучший преподаватель вуза. Как и обещал автор, повороты сюжета непредсказуемы. Но жизненны ли?
Зададимся вопросом: станет ли человек лучше после прочтения этой книги, если хотите, нравственнее, как, наверняка, задумывал Роберт Ваганович? Вряд ли. А вот чувство гадливости, думаю, останется. Как бы мы ни рассуждали, но так повелось ещё с советских времён, что газеты, телевидение, книги формируют модель поведения в обществе. Это не значит, что не нужно говорить о проблемах, язвах общества, но зачем же порок так раздувать, посвящать книги, пусть даже и хорошо написанные? Спорный вопрос. Единственное, что можно сказать — романы Енгибаряна вряд ли оставят равнодушными. Впрочем, хуже всего для современной литературы, когда книги пустые и никого не волнуют. Как труды, к примеру, модного писателя Гришковца. Но я бы всё же не рекомендовал для чтения «Мужчину и женщину» совсем молодым людям с неокрепшей психикой и тонким романтическим натурам. Да и людям в возрасте тоже. Одухотворёнными после прочтения серии «Мужчина и женщины» вы точно не станете.
Сергей МИЗЕРКИН