Дьявол рукотворный
Название книги: Рога
Год издания: 2010
Роман «Рога» в своё время прошёл мимо моего сознания, встав в один ряд с другой мистической беллетристикой, которой забиты все книжные магазины. Интерес появился после выхода экранизации с замечательным Дениэлом Редклиффом в главной роли. Сюрреалистические рога на голове обычного парня? Это действительно интригует. А когда я узнала, что автор, некий Джо Хилл — это сын Того Самого Короля Ужасов, проигнорировать «Рога» было уже невозможно. Оправдались ли ожидания?
Жизнь Игга Перриша с детства была размеренной счастливой. Обеспеченные родители, дружная семья, хорошие друзья, любимая девушка по имени Мерин. Казалось бы, что может случиться плохого? Но всё изменилось в тот день, когда Мерин была найдена убитой, и обвинение неожиданно падает на убитого горем Игга. Полиция не смогла доказать его вину, но для всех жителей небольшого городка он навсегда остаётся убийцей. Игг теряет веру в людей и в себя, постепенно деградирует как личность, и… После годовщины смерти Мерин он просыпается с настоящими рогами на голове. У рогов есть интересное свойство — они заставляют людей раскрывать всё, что у них на уме, выдавать все свои грязные тайны. Теперь у Игга есть средство, чтобы найти настоящего убийцу Мерин — пусть это и будет ему стоить человеческого облика…
Поначалу книга очень интригует. Автор разворачивает роман жёстко, динамично и захватывающе, тут же погружая читателей в хитросплетения жизни типичного провинциального городка (нет, не Касл-Рока, но почти). Но, к сожалению, рваный ритм книги постепенно заставляет внимание рассеиваться. Автор явно перемудрил — на «самом интересном месте» сюжет прерывается столь объёмным флешбеком в прошлое героев, что после него «самое интересное» попросту забывается, и хочется пролистать назад. Рваное, скачущее повествование постепенно начинает раздражать, не интригуя, а, наоборот, ослабляя интерес. Так же огромный минус книги — слишком быстрое раскрытие главной интриги, особенно в свете далеко не маленького объёма романа. Впрочем, недостатки вполне компенсирует динамичность повествования и интересные заигрывания с христианской тематикой.
Джо Хиллу стоило бы воспользоваться многими отцовскими советами касательно написания книг. «Рога» сильно напоминают всего лишь черновик романа, от книги явственно сквозит сыростью, недоработанностью. Перетасовать главы, вычеркнуть лишнее — и всё было бы идеально. Ведь в остальном «Рога» — весьма неординарный и яркий роман, легко встающий в один ряд с выдающимся «Самым необходимым» Стивена Кинга.
Конечно, от сравнений с легендарным предком никуда не деться, и об этом стоит упомянуть. В «Рогах» Джо Хилл показал себя как вполне самостоятельный и самобытный писатель, а вовсе не как «Кинг-2». «Рога» отличаются от романов Кинга и по стилистике, и по содержанию, никакого подражания нет и в помине, что не может не радовать. Мир получил не бледную кальку мастера, а оригинальную и самодостаточную творческую единицу.
История Игга Перриша — прекрасный пример того, как общество делает из человека монстра. Если день за днём внушать человеку, что он чудовище — рано или поздно он им станет. И вопрос «А судьи кто?» стоит тут как никогда остро, ведь сами обвинители и морализаторы оказываются на поверку ничуть не лучше тех, кого презирают. Причём соседи Игга не оказываются одержимыми монстрами или скрытыми извращенцами, вовсе нет. Они обычные люди с обычными страстишками, и как же они строги к страстишкам других. Но их тайны тоже будут вывернуты наружу, ведь маска ханжества может обмануть людей, но она не может обмануть Бога. Или Дьявола.
Кристина МУРАТОВА