Максим Варфоломеев: «Не каждая хорошая песня читается, как стихи, и не каждые хорошие стихи можно положить на музыку»
Максим Варфоломеев — известный поэт-песенник и исполнитель. Он пишет стихи и кладёт их на музыку. Он полностью слепой, и ему тяжелее, чем остальным. Но Максим находит внутренние силы, чтобы стойко стоять самому и давать поддержку другим своими духовными песнями. Их слушают люди и в России, и на Украине, где живут Максим с супругой и тремя замечательными дочерями. Жена Максима Алёна тоже поэт, она уже даже выпустила свой первый сборник. Одним словом, это самая настоящая творческая, поэтическая семья. И сегодня Максим Варфоломеев в гостях у нашего литературного портала
— Максим, ваши прекрасные песни на ваши же замечательные стихи — это духовная поддержка для многих и многих, как русских, так и украинцев. Где вы черпаете силы и вдохновение, тем более, что и сами не хвастаетесь крепким здоровьем, да ещё в такое жестокое время?
— Спасибо за добрые слова. Ответ на ваш вопрос легко найти в моих песнях, точнее, в том, кому они посвящены. Если вы заметили, каждая моя песня тем или иным образом либо повествует о Боге, либо обращена к Нему. Вот и ответ: источник моего вдохновения — Господь и Спаситель мира Иисус Христос, Сын Божий.
— Максим, расскажите про своих родителей. У вас этот творческий дух в генах, в наследственности? Или это просто дар?
— В каком-то смысле да, это наследственность. И моя мама, и папа очень любили музыку своего времени, сами неплохо пели. Помню, мама часто пела мне «Катюшу» и «Там вдали, за рекой» в качестве колыбельных. Стихов они сами не писали, но очень много читали мне и стихов, и прозы.
— Вы пишете стихи с какого возраста? Когда и как состоялся ваш творческий дебют?
— Отдельно стихов я, в общем-то, не пишу, это моя жена, Алёна, по ним большой специалист. У неё даже сборник вышел в прошлом году, называется «Радуга». А все мои текстовые опыты неотделимы от музыки. С какого возраста это всё началось? Да лет так-эдак с 15, когда начал как-то о жизни задумываться. Тогда это была мрачная философская лирика. Мой первый выход на взрослую сцену состоялся в конце мая 1994 года в Харькове на фестивале авторской песни «Майдан».
— Поэт-песенник и просто поэт — есть ли тут заметная разница?
— Да. Согласитесь, не каждая хорошая песня читается, как стихи, и не каждые хорошие стихи можно положить на музыку. В песне текст подчиняется мелодии, её ритму, паузам и т.д. В песне не желательно присутствие труднопроизносимых групп согласных или такие звукосочетания, которые могут быть превратно поняты на слух. Классический пример — строка «отруби лихую голову» Веры Инбер из поэмы «Степан Разин» при произнесении вслух звучит просто неприлично.
— Раз супруга тоже пишет стихи, вашу семью можно справедливо называть творческой. Как вы с женой нашли друг друга? Судьба?
— Скажем так: судьба плюс современные технологии. Мы познакомились в интернете на одном из христианских сайтов. Алёнка тоже верующий человек, это нас объединяет. А вообще это была жутко романтическая история. Я жил в Днепропетровске, она — в Казани. Прикиньте расстояньице, на минуточку. Тем не менее, сначала я переехал в Казань, где мы и поженились, а потом уже вместе переехали в мою родную Полтаву, город, где я родился и где надеюсь помереть. На данный момент нашей семье почти 9 лет, у нас три дочки.
— Максим, на каких поэтах и писателях вы выросли? Кто повлиял на формирование вашего литературного языка?
— Начиналось всё с русского рока — Виктор Цой, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич. Если брать чисто поэтов, не связанных с музыкой, то это серебряный век — Брюсов, Заболоцкий, Гумилёв, Ахматова и много других. Конечно же, особняком стоит Владимир Семёнович Высоцкий, которому, кстати, совсем недавно исполнилось бы 77 лет.
— Есть ли у вас, уже у взрослого Максима, любимые писатели? А поэты?
— Лет 15 назад, будучи уже взрослым, впервые прочёл «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. С тех пор периодически их перечитываю и нет-нет, да и придёт в голову придумать свою «Нарнию». Люблю юмор Андрея Белянина, его трилогия «Меч без имени» — одно из моих любимых фантастических произведений современности. Если брать мировую литературу, то это Ремарк и Марк Твен.
— Сегодня многие потеряли духовный ориентир, хотя сами не признаются себе в этом: ходят в церковь, кладут крёстное знамение и говорят высокопарные слова о Боге. А что, по-вашему, действительно происходит с народом, особенно русским? Вы как-то можете объяснить это для себя и сказать и нам: кто тут виноват, и что делать?
— Вопросы, как говорится, классические, и ответы, как мне кажется, нужно искать у классиков. По-моему, происходит возврат к советской модели общества. Даже государственный гимн России вызывает стойкие ассоциации. Да, слова другие, но кто знает наизусть эти слова? В основном народ слышит музыку, а музыка осталась советская.
— Культура и духовность — они могут сыграть какую-то позитивную, примиряющую роль в отношениях двух рассорившихся братских стран?
— В отношениях простых людей — однозначно. Что касается межгосударственных отношений — ой, не знаю. Там, где в полный голос заявляют о себе политические и экономические интересы, трудно говорить о чём-либо ещё. Одно знаю точно — Христос никогда не стремился в большую политику. Когда Его однажды захотели сделать царём, Он просто скрылся с того места. Это реальный Евангельский эпизод. Если взять апостолов, то среди них были и представители национально-освободительного движения (Симон Зелот), и налоговые инспекторы (Левий Матфей), и простые рыбаки (Пётр, Иаков, Иоанн), и высокообразованный Павел (Савл), который вообще сначала был гонителем церкви. О чём это говорит? Христос принимает каждого, и каждый в Нём может найти свою судьбу.
— Шевченко, Гоголь, Леся Украинка — мы ведь считали их своим литературным наследием, гордились ими. И для всего мира Гоголь — это русский писатель. Неужели это наше общее «святое» теперь тоже будет поделено соответственно государственным границам?
— Не удивлюсь. Вспомните, раньше мы переписывали друг другу любимые песни на кассеты, и это считалось чем-то вполне обычным и нормальным. Сейчас это называется пиратством и нарушением авторских прав. Кто знает, возможно, вскоре мы услышим о том, что кто-то купил авторские права на «Тараса Бульбу» или на тот же «Кобзарь».
— Максим, расскажите о вашей творческой деятельности. Что вы сейчас пишете? Когда и где было ваше последнее выступление, и когда и где будет следующее?
— Сейчас идёт работа над новым альбомом моих песен под названием «Пошли Своё слово». В этот альбом войдут песни разных лет, которые по тем или иным причинам, в основном финансового свойства, не было возможности записать раньше. Последний раз я пел свои песни 25 января на служении лютеранской церкви св. Андрея в г. Казани. Где и когда буду петь в следующий раз? В феврале в Казани, точнее пока сказать не могу.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА