«Живые истории» и живые умы Андрея Макаревича
Название книги: Живые истории
В книге «Живые истории» он рассказывает читателю о жизни, событиях, людях и явлениях, которые его окружают
У Андрея Макаревича есть особая любовь и тяготение к жанру автобиографической прозы, и при этом можно смело говорить, что она ему удаётся. В своей новой книге «Живые истории» он рассказывает читателю о жизни, событиях, людях и явлениях, которые его окружают. Да и не только его самого – автор рассказывает о вещах, знакомых всем. Каждый рассказ – это монолог, обращённый к читателю, но важно понимать, что читатель здесь задуман как отдельная личность. Что ставит эти истории в интересное положение: Макаревич размышляет на темы хотя и злободневные, но требующие индивидуального восприятия.
В своих историях рассказчик разглядывает жизнь под своим углом: радуется, грустит и, наверное, даже поучает. На мой взгляд, поучительная тенденция здесь существенна и неотъемлема – недостаток доброты сегодня ощущается везде и всюду. Современный человек в России привык относиться ко всему с недоверием, а порой даже с презрением. В книге предпринимается попытка в определённой мере показать и объяснить, что это «всё» не так плохо и мрачно, каким кажется. Достаточно улыбнуться. И вспомнить о хорошем.
Основной интерес представляет то, как писатель (в случае с Андреем Макаревичем – он известен в большей степени как музыкант, композитор и лидер «Машины времени») рассказывает свои истории. Он как будто делает петлю: ведёт от простого к сложному, но это неминуемо проходит через личность автора и читателя. «Живые истории» в этом аспекте можно даже сравнить с книгой «Наивно. Супер» Эрленда Лу. С виду всё просто и наивно, но если вдуматься, если покопаться в себе – открывается совсем другая сторона восприятия вещей.
Но если у Лу в качестве «действующих лиц» выступают материальные предметы, то Макаревич этим совсем не ограничивается. Он рассказывает об искусстве, о людях, которые его окружают, о людях искусства, делится воспоминаниями. Но делает это так, что рассказ не остаётся просто рассказом. Всегда есть деталь или наблюдение, которое, так или иначе, наталкивает на мысль.
Вообще, наблюдение в книге, как мне кажется, играет основополагающую роль. Благодаря этому монолог становится комментарием, протянутым во времени – это не неделя, не год, а целая жизнь, опыт.
«Живые истории» оставляют приятное и доброе впечатление. Автор может рассказывать серьёзно о забавном и забавно о серьёзном. Может быть, кое-где у меня и не осталось должного осадка, но это касается только моей личности и моего понимания, и ни в коем случае не говорит о том, что автору не удалась его задумка. На то они и «Живые истории», что каждый поймёт по-своему. А, может, и вовсе ничего не вынесет для себя: прочитает, погрустит и порадуется вместе с автором. Впрочем, и это здесь вполне допустимо.
Юлия КОРЗИНКИНА