Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Борис Евсеев: Прощай, барабанная проза!

Недавно в московской усадьбе Л. Н. Толстого был объявлен шорт-лист ежегодной премии «Ясная поляна». В номинации «XXI век» в финал вышел прозаик Борис Евсеев. Порталу «Пиши-Читай» писатель рассказал о своей повести «Офирский скворец», о деталях текста, которые становятся символами эпох, и почему пустые вопросы толкают писателей к барабанной прозе

— Вы стали финалистом премии «Ясная поляна» в номинации «XXI век» за повесть «Офирский скворец». Как известно, замысел повести «Хаджи–Мурат» родился у Льва Толстого после того, как он увидел репей. Растение напомнило ему об аварском вожде. А как родился замысел «Офирского скворца»?
— Русская литература — это не только история обретений, но также история утрат. И, в первую очередь, это касается замыслов. Кладбище замыслов – вот панорама мировой словесности, открывающаяся с высоты птичьего полёта! А рядом — небольшой оазис замыслов осуществлённых… Ну, а замысел «Офирского скворца» возник так: гуляя как-то в Коломенском, я увидел крупного скворца, с ярко-жёлтым надклювьем. Скворец ходил по земле размашисто, как землемер, и произносил звуки схожие с человеческими. А неделю спустя я прочёл у князя Щербатова про «землю Офирскую», под которой он подразумевал будущую Россию. Эти «неблизкие материи», как магнитом, притянуло друг к другу. На их перекрестье и возникла повесть: вся целиком, неразъёмно, без подробностей, но с главными персонажами.
— В произведении сплетаются разные пласты истории, разные характеры. Связующим звеном между эпохами оказывается Голосов овраг — место, где люди пропадают и появляются вновь. Вы пользовались историческими документами при написании повести? Какие из них заставили поверить в то, что люди действительно исчезали?
— Документов по этому вопросу немного. Есть зафиксированные в исторических хрониках свидетельства времён Алексея Михайловича и Екатерины Великой, а также рассказы и свидетельства людей нашего времени. «Разлом времён», существующий в Голосовом овраге, описывался и в прессе. Так, в газете «Московские ведомости» за 1832 год сухим языком полицейского дознания была изложена история двух крестьян, вышедших во времена нашествия Наполеона из деревни Дьяково, присевших отдохнуть на краю оврага и там пропавших. Объявились они на том же месте, но уже через 20 лет. Вполне возможно, Голосов овраг был и остаётся не только «временной ямой», но и чем-то вроде психологического укрытия, в котором можно уберечься от несчастий и бед, от партийных чисток и войн. Исследовать Голосов овраг, конечно, дело учёных и философов. А дело писателя – услышать ещё не родившийся звук. Я и попытался.
— На одной творческой встрече Вы сказали, что многие считают главной задачей писателя — лишь ставить вопрос. Но он вполне может дать и ответы. А «Офирский скворец» спрашивает или отвечает?
— В хорошем вопросе — как желток в яйце — всегда спрятан ответ. Но беда в том, что вопросы-то у нас сплошь риторические! Пустые барабанные вопросы толкают писателей к барабанной прозе. А барабанная проза — это просто дурная публицистика, которая является прямым вызовом художественной речи, из которой настоящая проза и возникает.  В 1899 году в письме князю Д. А. Хилкову Толстой писал: «Природа наделила… кажущимся бессмысленным и неудержимым инстинктом художественности некоторых людей, чтобы они делали произведения приятные и полезные другим людям». Неудержимый инстинкт художественности – одна из главных заповедей Толстого! Всё наше писательское дело в том и состоит, чтобы помочь миру вернуться в Слово! Поэтому хорошо бы перестать путать традицию с инерцией. Хорошо бы перестать сводить многомерного Толстого к туповатому бытописательству. От Толстого у нас  — антивоенная традиция! От него же — грубо-узловатый, но и по-настоящему «вещный» язык. И, конечно, Толстой – это традиция всеединства! Посмотрите на тот же репейник, на лес, на горные хребты, на чудесного Холстомера. Содружество живых существ и одушевлённых вещей одна из важнейших доминант прозы Льва Николаевича. В «Офирском скворце» — и антивоенная струя, и языковая, и струя всеединства, мне кажется, реально ощутимы. Я не стремился к этому умышленно. Просто тип моего творческого мышления в чём-то схож с чисто русским лингвокультурным типажом Толстого: это поиски правды и праведности во всём, — в мирном выпасе стад и вынужденных военных походах, в повседневных поступках и глубоко спрятанных мыслях.
— Читая книги других авторов, для Вас первичен вопрос или ответ в произведении?
— Ни то, ни другое. Главное для меня некая неразрушимая целостность, некая, как сказано у Достоевского, «поэма романа». Ещё люблю в прозе «выламывающиеся» из текста детали, которые  потом становятся символами. Вспомните копьё Дон Кихота, вспомните знаменитое пенсне Пьера Безухова – эти детали стали символами прошедших эпох.
— Как вы думаете, люди стали бы счастливее, найдя  Офир – страну, в которой, как сказано в Библии, невероятное количество золота и драгоценностей?
— Офирское царство – потаённая русская мечта! Причём, в нашем понимании — это совсем не та переполненная золотыми слитками «страна Офир», о которой говорилось в Библии. Это то, к чему очень подходят строки Сергея Есенина:  Средь людей я дружбы не имею, /Я другому покорился царству… Офирское царство (я называю его — Новая Эфиросфера) — это особая нематериальная среда нашего грядущего существования. Такая среда возникнет между жизнью земной и Воскресением. Подобное понимание брезжит в философии Русского Космизма, и не противоречит православным канонам. Но «Офирский скворец» — это не мутно-философская занудиловка! Это голоса и картины пиров и пыток, это «тяжёлый рок» нашей действительности и грациозное свинство века восемнадцатого, это – сверхреальное в реальном! Словом, «Офирский скворец» — это увлекательная история о будущем, про которое мы ничего не знаем, но которое скрытно от нас уже давно существует!

Беседовала Дарья ФИЛИППОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика