Мария Ботева: «Желаю нам всем успевать сделать задуманное и в этой суете не забывать о других людях и их интересах»
Мария Ботева — молодая писательница, автор замечательных детских — и не только — рассказов, а также сказок, стихов и пьес, лауреат многочисленных литературных премий и конкурсов. Сейчас готовится к выходу новая книга Марии Ботевой «Ты идёшь по ковру».
— Мария, поздравляем вас с новой книгой. Если можно, расскажите о ней. О чём она? Для какой возрастной категории? Как родилась её идея?
— Спасибо! Книга ещё не вышла, насколько я знаю, сейчас она в типографии, печатается.
В книге две повести, поэтому нельзя просто сказать: она вот об этом или об этом. Первую историю рассказывают две подружки, то одна, то другая. Это повесть об их дружбе. Думаю, её можно читать людям от девяти лет. Вторая повесть для ребят постарше. О том, как иногда бывает непросто в семье.
— Расскажите о себе: откуда вы родом? Где росли? Что окончили?
— Родилась в городе Кирове (Вятке), там и росла. Училась на факультете журналистики УрГУ и театральном институте у Николая Коляды (в Екатеринбурге). Недавно окончила «Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова».
— Мария, а на каких книгах вы воспитывались? Кто прививал вам любовь к чтению? Или с ней надо родиться?
— Читала те книги, которые находила в книжных шкафах в нашем доме. Они были в каждой комнате, не по одному. Кажется, никто специально не прививал любовь к чтению, просто все дома любили читать.
— Кого вы бы назвали своим учителем — прямым или косвенным? На кого из писателей вы ориентируетесь или ориентировались в своём творчестве, если есть такой?
— Если бы я не училась у Николая Коляды, не знаю, стала бы продолжать писать пьесы или нет. Но я их пишу, не очень много, правда. Позже училась у Марины Разбежкиной и Михаила Угарова в театре Doc. Марина Разбежкина — режиссёр-документалист. Научиться чему-либо можно у многих людей.
— Если можно, какие книги и какие авторы вам близки и дороги? Каких, может быть, вы взяли с собой из детства и юности?
— В детстве я любила книги Виктора Голявкина. Но у него есть не только детские книги. Люблю Андрея Платонова, Юрия Коваля, Даниила Хармса, Марину Москвину, Людмилу Петрушевскую, Дениса Осокина, Дмитрия Данилова. Это современные, есть ли смысл говорить о классиках, я не знаю, всё те же авторы, знакомые всем с детства. Но не сказать о Платонове я не могла.
Что касается иноязычных авторов, то это Ричард Бротиган, Ингеборг Бахман, Туве Янссон, Джером Д. Сэлинджер, Харпер Ли, Джон Р. Р. Толкин.
Но я назвала не всех писателей.
— А сами вы пишете в основном для детей и юношества. Почему вы выбрали эту аудиторию? Легко ли для неё писать? Чем отличается писание для детей от просто писательства?
— Я пишу не только для детей и юношества. Не вела подсчёт, для кого я написала больше, а для кого меньше — для взрослых или для детей.
Мне кажется, имеет смысл говорить не об отличии детских и взрослых книг. Каждый рассказ, каждую повесть пишешь иначе, выбираешь новый язык, способ разговора, не такой, что был в предыдущем рассказе.
— Кого из современных детских писателей вы бы отметили как заслуживающих внимания? Кто из них симпатичен лично вам?
— Я уже говорила о писателях постарше. Из тех, кого можно условно или на полном серьёзе назвать ровесниками, — Нина Дашевская, Евгения Басова, Эдуард Веркин, Анастасия Орлова, Юлия Симбирская, Анна Анисимова, Алексей Олейников. Имён довольно много, думаю, каждый читатель сможет найти книги того, кто будет ближе ему.
Скажу ещё про некоторых иностранных авторов. Ульф Старк, Роальд Даль, Гэри Шмидт. Они совсем разные, очень интересные, и какая радость, что их сейчас переводят и издают.
Но есть одна беда. Почти про всех этих авторов можно сказать, что их знают читатели больших городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. В Сибири знают благодаря красноярской книжной ярмарке. В городах поменьше их книги редко встретишь в магазинах (и то по высокой цене). Радостно, что они стали появляться в библиотеках, но не уверена, что все читатели дожидаются своей очереди.
— Чего, по-вашему, не хватает сегодня детской литературе? А чего, возможно, в ней переизбыток? Чего бы вы хотели пожелать детским писателям и издателям?
— Насколько я понимаю, сейчас не очень много книг, которые рассказывают о жизни мальчиков, юношей.
Всегда всем не хватает времени, как я заметила. Поэтому желаю нам всем успевать сделать задуманное и в этой суете не забывать о других людях и их интересах.
— Что в данный момент пишете? Над чем работаете?
— Начала работу над документальной пьесой. Прямо сейчас.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА