Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Марина Матвеева: «Быть революционером — право поэта. Но не его обязанность»

Поэтесса, критик и журналист Марина Матвеева широко известна в литературных кругах не только Крыма, где она проживает. Марину знают далеко за пределами Крыма — благодаря её талантливым стихам и подвижнической деятельности на культурной ниве: в настоящее время Марина успешно совмещает руководство Творческим Собранием «Поколение Тридцатилетних» (Симферополь) и координаторство в проекте «Web-притяжение крымской поэзии и Бардовский видеомост». Именно с него мы и начнём диалог с нашей героиней.

— Марина, вот уже больше года действует этот проект. Он становится всё более широко известным — в нём участвуют поэты и барды из самых разных городов и стран. Расскажите о нём.
— «Видеомост» родился из личного проекта координатора Михаила Митько, крымского поэта и барда, — поначалу, как возможность собраться дома у компьютеров авторам из 3-4-х городов и петь друг другу песни. В посткризисные годы далеко не всем легко часто выбираться на фестивали, а видеовстреча — это возможность и увидеть друзей, и познакомиться с новыми людьми, узнать, чем дышат там, где, может, уже и менталитет не совсем такой, как у нас, хотя и русский… Но точно не крымский. Понятное дело, в «домашней обстановке» проект долго не продержался — захотелось выхода в официальное пространство. «Видеомост» был поддержан и вдохновлён литературным порталом «Литфест», модератор сайта Полина Городисская обсуждала с Михаилом возможности видеовстреч, в Киеве была проведена презентация. Я — автор и Сенатор «Литфеста», идея меня очень вдохновила, тем более, что мне выпало счастье творчески путешествовать не только по Украине, а также в России, Беларуси, Молдове, побывать на Форум молодых писателей в Липках и др., и поэтические знакомства есть в очень многих местах. И мы стартовали в Крыму. Первой поддержала нас Симферопольская ЦГБ им. А.С. Пушкина, в ней состоялся пилотный мост. Идея была быстро подхвачена, и на настоящий момент мы насчитываем уже более 20 официальных видеомостов, их можно увидеть на сайте проекта videomost.org. А городов-участников уже — более 50. На сайте есть карта, количество точек на которой постоянно увеличивается. Увеличивается и число знаковых литературных имён, встречавшихся с Крымом «на мосту».
— Видеомосты с какими городами были самыми запоминающимися?
— Каждый видеомост — явление запоминающееся. Подготовка его — как подготовка небольшого фестиваля, и мы это делаем каждый месяц, а то и не один раз. Каждому городу есть, что сказать. Порадовал Луганск — с ними прошёл самый первый поэтический мост. Яркими были барды Омска, Братска, Владивостока, Салехарда, Иркутска. Поэты Москвы, Одессы, Киева, Харькова, Иркутска, Алма-Аты, Беларуси, Ростовской области, Тулы, Новосибирска… С далёкими городами «веселее» подготовка — нужно учитывать разницу во времени. Но у нас уже наработан опыт. «Зажигают» и крымчане — в мостах участвовали Симферополь, Севастополь, Евпатория, Керчь, Бахчисарай, Ялта, Феодосия… Кому-то удобнее подключиться из своего города, кто-то из крымчан предпочитает приехать на официальное мероприятие в Симферополь. Нельзя не порадоваться поддержке проекта крымскими библиотеками, культурными центрами, Институтом культуры, Союзом русских, украинских и белорусских писателей Крыма, симферопольскими литклубами, различными фестивалями. Крымской прессой и телевидением. А также творческими организациями других городов, например, Южнорусским Союзом Писателей. И множеством литсайтов и инфопорталов. Мы отбираем для участия поэтов высокого уровня, это сложно — возникают обиды от тех, кто не прошёл отбора. Но это естественное.
— Какие у проекта планы на будущее?
— «Видеомост» задумывался, прежде всего, как связь с литературой тех городов и стран (Россия, страны СНГ, зарубежье), куда нам, может быть и хотелось, не нелегко доехать на фестивали, чтобы познакомиться с поэтами и бардами лично. Хотя не удивительно, что откликнулась на него, прежде всего, Украина — наши творческие друзья, братья и сёстры. И, конечно, Москва. Однако проект будет развиваться в направлении удаления. В ближайших планах — видеомосты с Челябинском, Новосибирском и другими российскими городами. А также — с США, Францией, Австралией, Бразилией. Русская поэзия — и очень неплохая — есть везде. Думаем, что подключатся и другие достаточно удалённые точки. Приглашаем. Если у вас есть друзья — талантливые поэты России и не только, предложите им видеомост с нами. Это всегда интересно и ново. Хотя и хлопотно, конечно, но это приятные хлопоты. Хотелось бы внимания к проекту официальных лиц. Но это сложно: видеомост аполитичен — это одно из его главных правил. Только творчество!
— Как вы считаете, должен ли писатель быть одиночкой, или ему нужны союзы писателей и другие творческие организации?
— Одиночкой сейчас быть сложно. Даже если ты не состоишь в союзе — ты всё равно с ними сотрудничаешь. Если ты, конечно, не сетевая нимфа под ником, которой достаточно опубликовать стишок и наполучать лайков. Не считаю грехом состоять в союзах, хотя, смотря какой союз… Сейчас официально состою в Союзе писателей России, Южнорусском Союзе Писателей и Союзе русских, украинских и белорусских писателей Крыма. Последняя организация — крымская региональная, однако открыта к сотрудничеству со всем миром, особенно её журнал «Брега Тавриды», в котором я сейчас один из поэтических редакторов. В ближайшее время в журнале готовится большая подборка поэзии участников видеомостов из разных городов.
— В Вашем резюме сказано, что вы член Национального Союза писателей Украины…
— Уже нет. Была исключена из НСПУ в конце прошлого года. Официально — за неуплату взносов. Неофициально — «за критику». В одной из статей упомянула о невысоком уровне издания Крымской организации союза. Странна та организация, которая может репрессировать за пару абзацев… правды. Странно было бы и платить ей взносы. Считаю, что этого заслуживает лишь тот союз, который делает что-то полезное для своих членов, а не вспоминает о них лишь тогда, когда нужно собрать поборы. А также хотелось бы, чтобы союзы следили за тем, дабы между их членами не было интриг, нечистоплотных поступков и серьёзных решений, принимаемых на основании личных капризов, обид и мести. Это мельчит и принижает организацию. А иметь дело с мелочными… Кому нужна мышиная возня?
Пример настоящей интереснейшей деятельности, а также дружбы и взаимывыручки может подать одна из ярчайших на настоящее время писательских организаций — Южнорусский Союз Писателей.
— Вы состоите в ЮРСП уже не первый год. Думаю, есть о чём рассказать.
— Для начала скажу о том, что Южнорусский Союз активно поддержал «Видеомост». И участием, и информационно, и привлечением в мосты интереснейших людей. Думаю, благодаря этому сотрудничеству мы развернёмся достаточно широко. В Крыму уже набралось немало членов ЮРСП в разных городах. Хороши также фестивали, организованные Союзом, и его площадки на различных известных фестивалях. Многие члены ЮРСП признавались мне, что союз их «вывел в литературу». Я этого сказать не могу, меня, скорее, «подхватили» на пути собственного движения. Но я очень рада двигаться в одном направлении, хотя и не во всём. У каждого поэта свой путь. Такой же свой путь и у «Видеомоста» — он шире рамок одного союза. Но благодаря мостам ЮРСП может найти новых людей для включения в свой состав (как это произошло с Юлией Баткилиной из Харькова и Любовью Василенко из Керчи), так что наша любовь вполне взаимна.
— Так что же такое, по-вашему, современная литература? Как вы считаете, можно ли и имеет ли смысл в современных условиях  «сетевой вседозволенности» бороться за литературный уровень? Что такое уровень — в вашем понимании?
— Не могу сказать однозначно, что такое уровень. Я определила пока это только для себя. Замечаю, что качество стихов и прозы выше у меня тогда, когда я меньше занята самоотдачей, творческой деятельностью, организацией чего-то. Поэтому знаю, что мне нужно чередование: период накопления, создания — период отдачи. Сейчас — второй. То, что пишется в процессе его, мне далеко не всегда нравится. Но зато есть, что отдавать из предыдущего периода — уединения и размышлений. Бороться за уровень? Можно и нужно. Хотя сейчас к критикам относятся, как к гаишникам — сказал «плохо», значит, «козёл». Могут и перестать общаться, выключить из какого-то междусобойчика, начать вредить… Но я уже к этому привыкла, иногда чувствую, что у меня менталитет критика сильнее, чем поэта. Сейчас так нужно: необходимо держать планку видеомостов, а также отзываться на происходящие события культурными обозрениями… оборзениями… «Культурные оборзения» — так называется моя рубрика на сайте «Графоманам.нет».
— Марина, о вас говорят как о поэтессе-авангардистке, при этом у вас есть и вполне традиционные стихи…  
— «Авангард» — это просто нестандартное мышление, в том числе и в слове. Можно писать и своеобразно, и традиционно — как чувствуешь, как можешь в данный момент. Насилие над собой приводит к рождению уродцев… Часто слышу о нетрадиционной поэзии, что она «неживая», «топорная», «конструкции». Может быть. Но лишь в том случае, если создавалась не по вдохновению, а потому, что «надо быть авангардистом». Частенько «авангардист» именно таков, увы. Но далеко не всегда. Нередко наоборот — настоящая жизнь бьётся именно в нестандартном решении.
— Должен ли поэт высказывать свою гражданскую позицию в стихах — особенно в свете политического беспредела — или он просто «свидетель времени»?
— Поэт никому ничего не должен. Истинный поэт тот — кто пишет то, что хочет, чего требует душа. Если это совпадает с «отражением стремлений целого поколения», то рождается «звезда». Но начать писать что-то не своё в угоду звёздности — значит потерять себя. К тому же, «стремления поколения» нетрудно угадать: дайте нам свободу, пиво и траву. Учить людей пить и употреблять, «разрешить» им быть скотами — легчайший способ прославиться. На моём веку далеко не один поэт стал такого рода «кумиром». Но это — слишком просто и слишком неблагородно. А мы пойдём по сложному — и благородному пути: вести человека к человеку, а к «свободе» скотства.
Хочешь протестовать — протестуй, выражать — выражай, но никогда не протестуй и не выражай просто потому, что «так надо». Быть революционером и борцом — это право поэта, НО НЕ ЕГО ОБЯЗАННОСТЬ. Меня подбивали протестовать и выражать на тему Евромайдана, даже пытались давить на психику: мол, какой ты поэт, если в такой время пишешь и читаешь о чём-то другом. Не хочу. Не хочу быть не собой, играть чужую роль. Мне достаточно сведений о том, как пострадал — физически и психически — ряд поэтов из-за декабрьских событий. Если я увижу, что то, ради чего они протестовали, та самая их «истина», станет их лечить, спасать и с ними носиться — тогда мне станет ясно, что эта «истина» действительно достойна борьбы. Но пока вижу лишь разрушение и саморазрушение — безо всякого смысла.
— Вы поэт или поэтесса? В жизни поэтов женского пола этот вопрос всегда был очень важным.
— Важность вопроса преувеличена. Причём людьми явно с комплексом неполноценности. Как мужчинами, его задающими, так и женщинами, слишком громко кричащими «Я поэт!». Это — их выбор: так чувствовать, так жить, так творить. Точно так же имеет женщина право и на выбор быть поэтессой: нежной, мягкой, тонкой… Обидно, когда это осуждается. Себя могу проявить и в том, и в другом «поле». Поэзия — адвайта. Явление недуальное. Поляризовать её по половому или ещё какому-то признаку — обеднять себя, отнимать у себя целую половину её свойств.
— Что такое поэт: это стихи, которые он пишет, или его творческая и прочая литературная деятельность?
— Меня часто спрашивают: а как быть тем, кто ПРОСТО ПИШЕТ? Я долго была тем, кто просто пишет. Долго и совершенно сознательно боролась за это право, всяческим прославившимся на культуртрегерстве людям говорила: «Ты графоман, тебе надо работать над стихами. Становиться «самым известным поэтом» не посредством поэзии, а посредством чего-то другого — пошло». Но мир поэзии менялся слишком круто — и прямо на моих глазах… Сейчас перестали видеть качество текста, красоту слова… Произведением становится уже даже не личность, а — дело. Людям свойственно меняться: и — захотелось что-то сделать. Сначала небольшое, затем… И всё же знаю — для меня истинное творчество возможно только в покое. Поэтому дни и минуты покоя — самое бесценное…
— О чём вы пишете и зачем? Ваши творческие планы, идеи и задумки?
— У меня два плана в творчестве: план личного и межличностного, и план — трансцендентного. Между ними провисает план социального, точнее, один его аспект: я терпеть не могу писать «о современной действительности», политике, экономике, ругать страну, учить президента править… Поэтому плохо нахожу общий язык с теми поэтами, кто увлекается этим… Они очень популярны. Среди них есть истинные таланты, вроде Евгении Бильченко. Но даже ей я могу сказать, что лирика её мне ближе, чем социальное. Впрочем, и у меня есть стихи о стране. Но она персонифицирована, это чувствующее живое существо, иногда даже — авторское «я». Всё-таки невозможно пройти мимо самой себя в этом аспекте. Но всё же — душевное и духовное — самые близкие мне темы. Хотя нередко — антидуховное… Но у каждого из нас — свой поиск.
Пока в свободном полёте — ещё не опубликовано — моё самое заветное произведение — юмористическая поэма-фэнтези «Турозавриада — крымский эпос». Она должна выйти книгой в жанре фэнтези, но современные издательства боятся стихов. Нужен издатель с очень нестандартным мышлением, чтобы взяться за это во многих отношениях странное, «ушестойное» произведение. Но — его первые читатели: и «простые», и авангардисты — в восторге. Уверена: будут «пищать» и все последующие. Ау, рисковый издатель!
Идеи и задумки — их множество. Выход новой книги стихов, которая будет называться «ТРАНС[крым]ЦИЯ», продолжение движения по городам перформансов «Экзистенция имени меня» и «Крыманьонцы», возможно и создание других. Статьи, проза… Видеомосты, конечно. А там и ещё что-то родится — сейчас творческие идеи просто сыплются с неба… Конечно же, дружить и общаться с другими поэтами, учиться у них, развиваться. Хотелось бы научиться петь — голос есть, нет времени. Хочется путешествий. Почему-то именно по России — мечтается об Урале, Алтае, Хибинах… Мечтам свойственно сбываться — что ж, посмотрим.
Чего и вам желаю.
10.01.2014
Симферополь, Крым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика