Николай Ващилин: "Плясать под дудку тех, кто правит бал – легче, чем плевать им в морду"

Русский правдоруб от прозы Николай Ващилин не умеет писать на потребу чьим-то низменным страстям. Литературные заказы отвергает с младых ногтей, к славе как таковой не стремится. Это автор из славной когорты тех, кого незабвенный бард воспел словами «каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить». Ибо – так природа захотела! Сегодня в гостях у нашего литературного портала санкт-петербургский писатель Николай Ващилин.

— Николай, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда Вы родом? Что читали в юности? На каких книгах взрасли? Кто были Ваши любимые герои?  Насколько была в почёте литература в Вашей семье?
— На все ваши вопросы я уже ответил в сборнике  из 80 –ти  коротких рассказов  «История с биографией», объединённых одним героем, моей персоной, и  повествующих о значимых событиях и  людях в моей жизни и жизни нашей страны СССР – детство, отрочество, юность, мама, папа, любовь, законный брак и до последнего дня, который уже был на пороге, но затянулся. Книгу можно прочитать здесь.
Повторю для ваших читателей – род  мой происходит их крепостных, получивших  вольную и наделы в Опочецком уезде (деревня Барсаново) и Сумской  волости (деревня Семёновка). Родился  я 7 апреля 1947 года в Локне, где меня и покрестили в православную веру в церкви Преображения  Господня (предел Николая Чудотворца).  Двухлетним пацаном переехал с родителями в Ленинград, в подвал на Васильевском острове. Город кишел бандитами и ворами. Родители работали. Учителя  семилетней  средней школы № 32 дали мне прекрасное образование, особенно  Ирина Александровна Добрынина в области русского языка и литературы. Мы часто писали сочинения и изложения на разные темы, обсуждали  прочитанное по школьной программе. Диву даюсь, как можно было сообщить нам такой объём знаний. Дома я слушал литературные радиопередачи, в которых читали произведения замечательные артисты.  Бабушкины сказки и народные былины были любимым  времяпрепровождением. Сказки А.С.Пушкина («Руслан и Людмила»), Ершова («Конёк-горбунок»), Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого… Повести о героях  гражданской войны 1918 года (Чапаев), войны с фашистами 1941-1945 (Маресьев) , с армией Наполеона (Денис  Давыдов, Андрей  Болконский). Походы  генералиссимуса А.В.Суворова… иллюстрировались прекрасными кинофильмами.  В 1961 году семь классов я закончил, прочитав  по совету  классной руководительницы Эльмиры Львовны Вассерман  и полюбив Эрнеста Хемингуэя («Старик и море») и  Джерома  Селинджера («Над пропастью во ржи»). Мама была в шоке.
— Самые близкие Вам авторы – кто они? Есть ли кто-то «единственный»?
— Антуан де Сент Экзюпери, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Николай  Гоголь, Александр Куприн, Владимир Набоков, Антон Чехов… Единственный и неповторимый, апостол  Лука  и его Евангелие.
— Как началась Ваша литературная биография? Легко ли нынче издаваться?
— Писателем я решил стать в седьмом классе  в свои 14 лет  по совету учительницы по литературе.  Хотел писать рассказы о любимом занятии – рыбалке. Мама  сказала, что таких писателей не бывает, на что я показал ей  «Старик и море»  Эрнеста Хемингуэя  и сказал, что он получил Нобелевскую премию.  Мама заплакала, сказала  мне, что Хемингуэй плохо кончит,  и попросила меня стать инженером. Через год Хемингуэй застрелился.  Я стал инженером на радость маме. На четвёртом курсе  Ленинградского института авиаприборостроения  в студенческой газете «В полёт» был опубликован мой первый рассказ «Игрок № 13». Приятели Серёжа Довлатов и Ося Бродский меня похвалили. Следующий рассказ  о работе студентов в  совхозе, который редактор отклонил за левизну, увидел свет  только через сорок пять лет в сборнике рассказов «История с биографией». Но я написал диссертацию на соискание кандидата педагогических наук высокохудожественным языком и успешно её защитил в 1978 году. Писать можно и в стол – удовольствие получаешь большое, но денег за это не платят. Получать деньги за продукт, при изготовлении которого  изготовитель получает удовольствие, большое везение. Обычно платят за «грязную» работу.  В Интернете денег не заработать. А издаваться – очень трудно. Критериев понять не могу.  Опыт издаваться за свой счёт и продавать в книжных магазинах у меня оказался неудачным. Вот Довлатову повезло больше. Ещё больше повезло Иосифу  Бродскому. А на моих глазах их гнобили.
— И всё-таки, что в наши дни означает фраза «состоялся как писатель»? Считаете ли Вы, что сегодня пробиться в литературе  так же тяжело, как и в советские времена? И какие сегодня существуют «рычаги» для продвижения творческой карьеры?
— Не знаю. Рынок? Может быть. Но я не могу выдумывать что-то для других людей. Например – сказки для детишек. Да я и не писатель, я – рассказчик. В советские времена были другие позывные и  сигналы ответа. Я знал Василия Макаровича Шукшина. Он мучился. Знал Андрея Кончаловского – он  тоже мучился, но меньше. Знал Виктора Астафьева – он не мучился. По-разному у всех. Но плясать под  дудку тех, кто правит бал – легче, чем плевать им в морду.  Образец  метаморфозы для  меня – судьба Солженицына. Путин ловил диссидентов в 1970-1990-х, а в 2000 году лобызал Солженицына в уста.
— Если раньше существовал Самиздат, а запрещённые писатели пользовались невероятной популярностью,  то сегодня в литературе практически нет «аутсайдерства». Напечататься может каждый. Хорошо это или плохо?
 — Нормально это. Литературное творчество должно быть нормой высказывания своих  мыслей и осознания своих действий. Делиться своим опытом.  Перенять этот опыт – дело читающих. Мы Самиздат читали в 1970-х в надежде найти  пути спасения. А их не было там обозначено, они были ложные, по которым сегодня плутает наш  народ.
— Какое из Ваших произведений Вы считаете самым сильным? Расскажите про него, пожалуйста. Как «родили» идею, как долго его писали?..
— В старости стало трудно ходить и зарабатывать деньги  другими способами. Отношения с детьми, которых я растил 26 лет, порвались. Надежды увидеть внуков тоже нет. Вот я решил рассказать внукам и правнукам историю своей жизни, честно осмыслив её и изложив в коротких рассказах, связанных сквозной нитью – моей борьбой за выживание и поиски радостей. Короткий рассказ – это мой любимый жанр. Писать их я начал в 2004 году. В 2007 написал 30 рассказов, описывающих период – детство, отрочество, юность. Издал за свой счёт книжку и раздарил своим приятелям. В ответ получил злобу и зависть. Правда, нашлись и пара-тройка доброжелателей. Вспоминая опыт Довлатова, я не огорчился. Написал ещё 50 рассказов. От  творчества получал истинное наслаждение, единственное в этот период жизни. Составил их в книгу «История  страны с моей биографией», разместил на сайте ПРОЗА.РУ.  Читателей набралось 38000 человек, сулят премии и призы. Приняли книгу в издательстве в Москве. Но тянет  оттуда пошлятинкой. «Желтухи» хотят. Видимо, откажусь.
— Что для Вас значит русская классическая литература?
—  Каждый человек должен в школе научится писать свою маленькую книжку, тогда он будет оценивать труд  других людей, особенно  умерших.
— Каким Вы видите будущее русской литературы? По-Вашему, сегодня она переживает период  подъёма, или наоборот?  
 — Ничего не могу сказать по этому поводу. Ничего не читаю и  не слежу за литературой. Но вот случайно прочитал рассказ случайной женщины -писательницы с сайта ПРОЗА.РУ  —  хохотал два дня и три раза перечитывал. Она простая женщина, но это русская культура, литература, традиция, интеллект…  Татьяна Рассказова «Пролетая над колодцем». Если надо почитать что-то для души, то прочтите – получите удовольствие!
— Как Вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
— Семья и школа научили меня  ненавидеть матерную брань. Я долго с матерной бранью изо ртов сограждан боролся, но ничего не помогало. Сам долго не ругался матом. Но, видимо, в нашей стране это очень трудно сделать. Когда тебя  жлоб обливает грязью с ног до головы и улетает в неизвестном направлении, « ТВОЮ МАТЬ» — это единственно средство избежать инфаркта.  Когда  полновластный и всеми любимый  Путин  бравирует феней – что нам остаётся делать?  В фильмах и спектаклях меня это коробит. Но вот пример: в одном рассказе про любовь и половую связь мужчины и женщины я попробовал употребить общепринятое «они занимаются любовью…» Но это же не отражает сути происходящего!!! Это не точно передаёт суть происходящего. А я должен найти точное слово! И я нашёл –  «они трахались».  Я здесь живу, а не на Луне.
— Как литератор что Вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, даже элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще попадаются с трудом грамотные учителя. С этим можно что-то сделать?
— Литератор – это хорошее слово. Простое и точное, не такое пафосное, как писатель.  Язык (русский) в нашей стране Россия – потерян. Пришёл другой язык – феня. Пришёл скабрёзный простоватый  язык. Таким языком мне поправили рукопись мою в издательстве, чтобы людям было понятнее. Поэтому я заберу свою книгу. Но это ни мне, ни русскому языку не поможет. Они перепишут мою книгу, украдут  её и выпустят под своим именем. Такова действительность.  Дай Бог, чтобы я ошибался.
— Как россиянин Вы не можете не переживать за Россию сегодняшнюю. Каково, по-Вашему, её будущее, учитывая её прошлое и настоящее? И какая, на Ваш взгляд, идея сегодня могла бы стать для неё национальной?
— Россия летит в пропасть. Давно летит. Даже раньше,  чем со времён бандита Ленина. Честных людей нет по определению. Людей чести – нет. И боюсь – не будет. Конец Света – неизбежен. Идея всем показана давно – в Евангелие, Талмуде, Коране… Вот толкуют- то всё по-своему, по-дьявольскому. А благодать Господь не посылает на их головы. Значит так тому и быть.
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По Вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Зло – это Зло, Добро – это Добро. Семь смертных грехов. А противостоят им Семь добродетелей. В каких одеждах и в какой форме они будут твориться – дело второстепенное. Если глобализация поможет людям перестать пить, курить, прелюбодействовать, воровать, грабить, пухнуть от злобы и зависти – она есть путь Истины. Но в Евангелие сказано Христом – я есмь  Истина и Путь.
— Должен ли писатель иметь гражданскую позицию? А высказывать её публично?  
— Конечно, должен. Писатель и каждый литератор (то есть  человек, закончивший курс литературы средней школы) должен быть образованным и понимать  многое из опыта Человечества. Понимать, что есть Гражданская позиция,  государство, Конституция, и сохранять своё государство посредством своей гражданской позиции. И когда среди белого дня кучка упырей начинает шабаш, писатель и поэт, а также другой гражданин, должны встать, закричать об этом во весь голос, а потом и пустить в ход руки. Но писатель должен это сделать ПЕРВЫМ.
— Можно ли нынче «прокормиться» литературой? Обеспечивает ли она Вам достойную жизнь?
— Можно. Как, впрочем, и любым другим трудом. Но нужно изучать рынок и предлагать там и то, что рынок требует. Мне этого не удалось. Пока.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
 

На фото: воспитаннники тренера Анатолия Рахлина — Н.Ващилин, В.Вашкялис, В.Путин, В.Шетаков, О.Борисенко, А.Ротенберг, 1968 г. (слева направо)

 

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

1 коментарий

  1. Николай Ващилин Ответить

    Книга друга и соратника В.Путина по самбо, кинотрюка и КГБ СССР — Н.П.Сысоева «Каскадёрские байки» https://picasaweb.google.com/109885148935449824044/EEJxiJ за которую он получил звание Засл.раб.культуры РФ из рук самой губернатора Спб Валентины Матвиенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика