Николай Ващилин: "Плясать под дудку тех, кто правит бал – легче, чем плевать им в морду"
Русский правдоруб от прозы Николай Ващилин не умеет писать на потребу чьим-то низменным страстям. Литературные заказы отвергает с младых ногтей, к славе как таковой не стремится. Это автор из славной когорты тех, кого незабвенный бард воспел словами «каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить». Ибо – так природа захотела! Сегодня в гостях у нашего литературного портала санкт-петербургский писатель Николай Ващилин.
— Николай, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда Вы родом? Что читали в юности? На каких книгах взрасли? Кто были Ваши любимые герои? Насколько была в почёте литература в Вашей семье?
— На все ваши вопросы я уже ответил в сборнике из 80 –ти коротких рассказов «История с биографией», объединённых одним героем, моей персоной, и повествующих о значимых событиях и людях в моей жизни и жизни нашей страны СССР – детство, отрочество, юность, мама, папа, любовь, законный брак и до последнего дня, который уже был на пороге, но затянулся. Книгу можно прочитать здесь.
Повторю для ваших читателей – род мой происходит их крепостных, получивших вольную и наделы в Опочецком уезде (деревня Барсаново) и Сумской волости (деревня Семёновка). Родился я 7 апреля 1947 года в Локне, где меня и покрестили в православную веру в церкви Преображения Господня (предел Николая Чудотворца). Двухлетним пацаном переехал с родителями в Ленинград, в подвал на Васильевском острове. Город кишел бандитами и ворами. Родители работали. Учителя семилетней средней школы № 32 дали мне прекрасное образование, особенно Ирина Александровна Добрынина в области русского языка и литературы. Мы часто писали сочинения и изложения на разные темы, обсуждали прочитанное по школьной программе. Диву даюсь, как можно было сообщить нам такой объём знаний. Дома я слушал литературные радиопередачи, в которых читали произведения замечательные артисты. Бабушкины сказки и народные былины были любимым времяпрепровождением. Сказки А.С.Пушкина («Руслан и Людмила»), Ершова («Конёк-горбунок»), Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого… Повести о героях гражданской войны 1918 года (Чапаев), войны с фашистами 1941-1945 (Маресьев) , с армией Наполеона (Денис Давыдов, Андрей Болконский). Походы генералиссимуса А.В.Суворова… иллюстрировались прекрасными кинофильмами. В 1961 году семь классов я закончил, прочитав по совету классной руководительницы Эльмиры Львовны Вассерман и полюбив Эрнеста Хемингуэя («Старик и море») и Джерома Селинджера («Над пропастью во ржи»). Мама была в шоке.
— Самые близкие Вам авторы – кто они? Есть ли кто-то «единственный»?
— Антуан де Сент Экзюпери, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Николай Гоголь, Александр Куприн, Владимир Набоков, Антон Чехов… Единственный и неповторимый, апостол Лука и его Евангелие.
— Как началась Ваша литературная биография? Легко ли нынче издаваться?
— Писателем я решил стать в седьмом классе в свои 14 лет по совету учительницы по литературе. Хотел писать рассказы о любимом занятии – рыбалке. Мама сказала, что таких писателей не бывает, на что я показал ей «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя и сказал, что он получил Нобелевскую премию. Мама заплакала, сказала мне, что Хемингуэй плохо кончит, и попросила меня стать инженером. Через год Хемингуэй застрелился. Я стал инженером на радость маме. На четвёртом курсе Ленинградского института авиаприборостроения в студенческой газете «В полёт» был опубликован мой первый рассказ «Игрок № 13». Приятели Серёжа Довлатов и Ося Бродский меня похвалили. Следующий рассказ о работе студентов в совхозе, который редактор отклонил за левизну, увидел свет только через сорок пять лет в сборнике рассказов «История с биографией». Но я написал диссертацию на соискание кандидата педагогических наук высокохудожественным языком и успешно её защитил в 1978 году. Писать можно и в стол – удовольствие получаешь большое, но денег за это не платят. Получать деньги за продукт, при изготовлении которого изготовитель получает удовольствие, большое везение. Обычно платят за «грязную» работу. В Интернете денег не заработать. А издаваться – очень трудно. Критериев понять не могу. Опыт издаваться за свой счёт и продавать в книжных магазинах у меня оказался неудачным. Вот Довлатову повезло больше. Ещё больше повезло Иосифу Бродскому. А на моих глазах их гнобили.
— И всё-таки, что в наши дни означает фраза «состоялся как писатель»? Считаете ли Вы, что сегодня пробиться в литературе так же тяжело, как и в советские времена? И какие сегодня существуют «рычаги» для продвижения творческой карьеры?
— Не знаю. Рынок? Может быть. Но я не могу выдумывать что-то для других людей. Например – сказки для детишек. Да я и не писатель, я – рассказчик. В советские времена были другие позывные и сигналы ответа. Я знал Василия Макаровича Шукшина. Он мучился. Знал Андрея Кончаловского – он тоже мучился, но меньше. Знал Виктора Астафьева – он не мучился. По-разному у всех. Но плясать под дудку тех, кто правит бал – легче, чем плевать им в морду. Образец метаморфозы для меня – судьба Солженицына. Путин ловил диссидентов в 1970-1990-х, а в 2000 году лобызал Солженицына в уста.
— Если раньше существовал Самиздат, а запрещённые писатели пользовались невероятной популярностью, то сегодня в литературе практически нет «аутсайдерства». Напечататься может каждый. Хорошо это или плохо?
— Нормально это. Литературное творчество должно быть нормой высказывания своих мыслей и осознания своих действий. Делиться своим опытом. Перенять этот опыт – дело читающих. Мы Самиздат читали в 1970-х в надежде найти пути спасения. А их не было там обозначено, они были ложные, по которым сегодня плутает наш народ.
— Какое из Ваших произведений Вы считаете самым сильным? Расскажите про него, пожалуйста. Как «родили» идею, как долго его писали?..
— В старости стало трудно ходить и зарабатывать деньги другими способами. Отношения с детьми, которых я растил 26 лет, порвались. Надежды увидеть внуков тоже нет. Вот я решил рассказать внукам и правнукам историю своей жизни, честно осмыслив её и изложив в коротких рассказах, связанных сквозной нитью – моей борьбой за выживание и поиски радостей. Короткий рассказ – это мой любимый жанр. Писать их я начал в 2004 году. В 2007 написал 30 рассказов, описывающих период – детство, отрочество, юность. Издал за свой счёт книжку и раздарил своим приятелям. В ответ получил злобу и зависть. Правда, нашлись и пара-тройка доброжелателей. Вспоминая опыт Довлатова, я не огорчился. Написал ещё 50 рассказов. От творчества получал истинное наслаждение, единственное в этот период жизни. Составил их в книгу «История страны с моей биографией», разместил на сайте ПРОЗА.РУ. Читателей набралось 38000 человек, сулят премии и призы. Приняли книгу в издательстве в Москве. Но тянет оттуда пошлятинкой. «Желтухи» хотят. Видимо, откажусь.
— Что для Вас значит русская классическая литература?
— Каждый человек должен в школе научится писать свою маленькую книжку, тогда он будет оценивать труд других людей, особенно умерших.
— Каким Вы видите будущее русской литературы? По-Вашему, сегодня она переживает период подъёма, или наоборот?
— Ничего не могу сказать по этому поводу. Ничего не читаю и не слежу за литературой. Но вот случайно прочитал рассказ случайной женщины -писательницы с сайта ПРОЗА.РУ — хохотал два дня и три раза перечитывал. Она простая женщина, но это русская культура, литература, традиция, интеллект… Татьяна Рассказова «Пролетая над колодцем». Если надо почитать что-то для души, то прочтите – получите удовольствие!
— Как Вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
— Семья и школа научили меня ненавидеть матерную брань. Я долго с матерной бранью изо ртов сограждан боролся, но ничего не помогало. Сам долго не ругался матом. Но, видимо, в нашей стране это очень трудно сделать. Когда тебя жлоб обливает грязью с ног до головы и улетает в неизвестном направлении, « ТВОЮ МАТЬ» — это единственно средство избежать инфаркта. Когда полновластный и всеми любимый Путин бравирует феней – что нам остаётся делать? В фильмах и спектаклях меня это коробит. Но вот пример: в одном рассказе про любовь и половую связь мужчины и женщины я попробовал употребить общепринятое «они занимаются любовью…» Но это же не отражает сути происходящего!!! Это не точно передаёт суть происходящего. А я должен найти точное слово! И я нашёл – «они трахались». Я здесь живу, а не на Луне.
— Как литератор что Вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, даже элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще попадаются с трудом грамотные учителя. С этим можно что-то сделать?
— Литератор – это хорошее слово. Простое и точное, не такое пафосное, как писатель. Язык (русский) в нашей стране Россия – потерян. Пришёл другой язык – феня. Пришёл скабрёзный простоватый язык. Таким языком мне поправили рукопись мою в издательстве, чтобы людям было понятнее. Поэтому я заберу свою книгу. Но это ни мне, ни русскому языку не поможет. Они перепишут мою книгу, украдут её и выпустят под своим именем. Такова действительность. Дай Бог, чтобы я ошибался.
— Как россиянин Вы не можете не переживать за Россию сегодняшнюю. Каково, по-Вашему, её будущее, учитывая её прошлое и настоящее? И какая, на Ваш взгляд, идея сегодня могла бы стать для неё национальной?
— Россия летит в пропасть. Давно летит. Даже раньше, чем со времён бандита Ленина. Честных людей нет по определению. Людей чести – нет. И боюсь – не будет. Конец Света – неизбежен. Идея всем показана давно – в Евангелие, Талмуде, Коране… Вот толкуют- то всё по-своему, по-дьявольскому. А благодать Господь не посылает на их головы. Значит так тому и быть.
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По Вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Зло – это Зло, Добро – это Добро. Семь смертных грехов. А противостоят им Семь добродетелей. В каких одеждах и в какой форме они будут твориться – дело второстепенное. Если глобализация поможет людям перестать пить, курить, прелюбодействовать, воровать, грабить, пухнуть от злобы и зависти – она есть путь Истины. Но в Евангелие сказано Христом – я есмь Истина и Путь.
— Должен ли писатель иметь гражданскую позицию? А высказывать её публично?
— Конечно, должен. Писатель и каждый литератор (то есть человек, закончивший курс литературы средней школы) должен быть образованным и понимать многое из опыта Человечества. Понимать, что есть Гражданская позиция, государство, Конституция, и сохранять своё государство посредством своей гражданской позиции. И когда среди белого дня кучка упырей начинает шабаш, писатель и поэт, а также другой гражданин, должны встать, закричать об этом во весь голос, а потом и пустить в ход руки. Но писатель должен это сделать ПЕРВЫМ.
— Можно ли нынче «прокормиться» литературой? Обеспечивает ли она Вам достойную жизнь?
— Можно. Как, впрочем, и любым другим трудом. Но нужно изучать рынок и предлагать там и то, что рынок требует. Мне этого не удалось. Пока.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
На фото: воспитаннники тренера Анатолия Рахлина — Н.Ващилин, В.Вашкялис, В.Путин, В.Шетаков, О.Борисенко, А.Ротенберг, 1968 г. (слева направо)
3 комментариев
Книга друга и соратника В.Путина по самбо, кинотрюка и КГБ СССР — Н.П.Сысоева «Каскадёрские байки» https://picasaweb.google.com/109885148935449824044/EEJxiJ за которую он получил звание Засл.раб.культуры РФ из рук самой губернатора Спб Валентины Матвиенко
Читайте мои книги https://avidreaders.ru/author/nikolay-vaschilin/
В студенческие годы В.путин с товарищми по самбо участвовал в съёмках «Республика ШКИД», «Ижорский батальон», «Блокада», а позже с 1975 года работал уже куратором киностудии Ленфильм отКГБ СССР, вербовал для себя информаторов, решал судьбы актёров и режиссёров при выезде их за границу, сам выезжал с делегациями кинематографистов на международные кинофестивали «смотрящим»…