Один день Михаила Юрьевича
15 октября библиотека Лермонтова отметила круглую дату — 200-летие со дня рождения поэта. Ради этого события сам автор превратился в героя комикса, а его бабушка сыграла для гостей на фортепиано
Хорошо, допустим, бабушка была не совсем настоящая… Елизавета Алексеевна Арсеньева, хоть и пережила известного внука, до юбилея не дожила. Поэтому увидеть её на торжестве, как и Лермонтова, шансов было немного. Но в библиотеке ловко исправили эту оплошность — роли исполнили актёры.
У входа посетителей встречал живой памятник Лермонтову. А в одном из залов, где гости проходили квест, все увидели реинкарнацию бабушки поэта, с которой Лермонтов прожил в Тарханах почти полжизни. Женщина элегантного возраста в наряде цвета запылённой розы играла на фортепиано.
Гостей к концу дня собралось немало. По залам и фойе с интересом расхаживали и молодые люди, фотографирующие на айфоны оживших персонажей, и солидные мужчины со спутницами.
Программка, на который красовался Лермонтов со смешным диалоговым облаком «Мне 200 лет!», обещала, что посетителей порадуют целым рядом мероприятий. При этом, все они проходили одновременно, в разных помещениях библиотеки.
На втором этаже весь день можно было любоваться инсталляцией «Кавказ»: чёрно-белые фигуры суровых мужчин сидели за накрытым столом. В холле первого этажа читал стихи Ильяс Тамеев, а в больших залах показывали спектакли. В этот день библиотека превратилась в театральное пространство.
Молодые режиссёры и актёры в рамках проекта «Открытая сцена» продемонстрировали пять разных постановок, специально подготовленных к знаменательной дате. В их числе — «Фаталист», «Песня про купца Калашникова», «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), «Панорама Москвы», «Лермонтов — это я».
Я попала на постановку «Фаталист» по последней главе романа «Герой нашего времени». На суд публики спектакль представил коллектив «Творческое Объединение 9» под руководством режиссёра Ивана Пачина (он же режиссёр всего вечера).
Если честно, я боялась увидеть домашнюю самодеятельность с нарядами из перешитых штор. Но «Фаталист» меня приятно удивил. Из декораций — лишь аскетичный стол, детская деревянная лошадка и два пистолета. Игра — отточенная, и вместе с тем лёгкая, будто импровизированная. Молодая актриса перевоплотилась в юношу, мужчина с щетиной — в мать убийцы.
Азартные игры, печать смерти на лице, летящие на зрителей карты и оружие, приставленное ко лбу — это «Карты, деньги, два ствола» по-лермонтовски. Аплодисментами актёров долго не отпускали со сцены.
А после гости дождались и кульминации вечера — вместо именинного торта со свечами внесли большой белый парус. Правда, многие всё равно загадывали желание.
Дарья ФИЛИППОВА