Схватка титанов. Продолжение следует…
Название книги: Песочный человек
Издательство: АСТ
Год издания: 2014
Суперкомиссар и красотка-терминатор против мегамонстра с девятью жизнями, как минимум
Сегодня много говорят о феномене шведского детектива. Это уже как бренд, мол, если ты швед, то априори не можешь написать плохо, потому изрядная доля историй, ничего феноменального в себе не содержащая, автоматически отправляется в серию «Лучшие детективы мира». Немного некорректно, но, в целом, пусть. Автору, поди, приятно, да и читатель открывает книжку с трепетным предощущением счастья.
Сама я, являясь поклонницей скандинавской литературы вообще, иногда пробую и детективный жанр. Лишь иногда, т.е. не претендую на лавры искушённого в этом направлении читателя. Исходя из данного обстоятельства, сразу извинюсь перед истинными ценителями романов про изобретательных маньяков и несгибаемых комиссаров.
«Песочный человек» Ларса Кеплера (псевдоним супружеской пары) привлёк названием. Чувствовалась какая-то магия, и ожидалось что-то поистине необыкновенное. Но после прочтения и спустя время, потребовавшееся, чтобы книга «уложилась», могу сказать лишь одно: обыкновенный детектив. Психологическая подоплёка не выдерживает никакой критики. А ряд штампов, преследовавший на протяжении всего романа, в финале достигший поистине комических размеров, на мой взгляд, испортил бы настроение даже самому лояльно настроенному читателю. Плюс книги я увидела только в одном: однолинейность повествования, т. е. без уже набившей оскомину претензии на изыск. Да, пожалуй, вот ещё динамизм развития событий также достоин похвалы. Всё-таки это, наряду со способностью писателя исподволь нагнетать напряжение, немаловажные составляющие, как мне кажется, криминальной литературы.
Своё отношение к «Песочному человеку» я бы сформулировала так: прочитала и ладно. Не то чтобы прямо вот совсем время зря потратила, но и никакого желания дожидаться продолжения, которое неизбежно будет написано, либо ознакомиться с былыми приключениями Йоны Линны, не возникло. Потому что, повторюсь, в моём понимании, авторы написали очень средний детектив. Много-много баллов не добравший до звания одного из «лучших в мире».
Не так будто бы давно читала, но обнаружила, что в памяти остались лишь три персонажа: два картонных, а третий — смешной и неправдоподобный, но восхитительный и непостижимый! Жаль, что этот третий — маньяк, и, по задумке четы писателей, относиться к нему следует резко негативно. Юрек Вальтер — настоящая классика образа монстра. Мощнейший интеллект в сочетании с поистине мистической неубиваемостью! Читателя также ожидает и бонус на том примерно месте истории, где авторы, взяв на себя непосильный груз специалистов в психологическом аспекте, пояснят, как же рядовой подросток дошёл до жизни такой. Как состоялось его превращение в нагоняющего ужас и непобедимого даже в заточении психопата. Намекну: бонус ожидает российского читателя. У меня, например, даже где-то гордость всколыхнулась, ещё бы, ведь цивилизованный и прогнивающий нравственно запад, в лице Швеции, в данном случае, нас боится. Всегда боялся. О, бальзам на раны в эпоху недостойного отношения к нашей великой державе! Трепещите, сытые и рациональные, ведь русские, так, между прочим, вон как умеют обижаться, если что.
В общем, я хочу сказать, что причина, по которой злодей у Ларса Кеплера стал психопатом, повергла в ступор. Я, конечно, не психиатр, но, как говорил Станиславский, не верю. Также и тот способ, которым непосредственно маньяк и гадил честным людям… Вернее даже, не способ, он-то как раз очень живописен, а цель, психологический расчёт Юрека Вальтера… Ведь это же наивно даже просто с точки зрения житейского опыта. Друг мой Юрек, ты взялся предсказать реакцию человека! Какой провал! Сколько людей, столько и реакций. Просто какой-то детский сад. Это как полагать, что абсолютно все граждане, допустим, навернувшись на скользкой дороге, в падении все как один и неизбежно выкрикнут, скажем, наше знаменитое «чёрт побери!»
Но да Бог с ним, с маньяком и его нереальными тараканами. Есть ещё скучнейший (а может, стандартнейший, не знаю, я мало читала детективов) образ комиссара. Я бы должна была с замиранием сердца следить за идеальным содержимым Йоны Линны: его выправкой, его умом и самоотверженностью, но… почему-то вздыхала и улыбалась. Что поделать, совершенство в быту — тоска смертная.
К сожалению, ощущение неудовлетворённости, рождённое книгой, не покинуло и с приходом нового персонажа: прекраснейшей девушки, агента под прикрытием, Саги Бауэр. Почему я не встрепенулась? Потому что безупречная красотка страшно меня разочаровала. Она побрилась наголо и оказалась терминатором. Хоть режьте меня, хоть ешьте, но я органически не «перевариваю» физическую агрессивность у женщин со всеми вытекающими атрибутами: сломанный красивый носик, отбитые почки, прострелянные конечности и прочая «эстетика». Когда-то давно моя преподавательница по литературе сказала: «Женщина пришла в этот мир дарить жизнь, а не забирать её». И очень глубоко я разделила это убеждение. С тех пор сражающиеся лысые девахи для меня — неприемлемый приём, неизбежно и изрядно понижающий рейтинг любого мероприятия. Но, конечно, я понимаю, что всё субъективно. И наверняка могут найтись люди (и читатели, соответственно), ловящие настоящий кайф от сцен, в которых, предположу, ноги в грубых башмаках, лихо и с огоньком пинают в живот лежащую женщину…
Всё же не хотелось бы на мрачной ноте завершать свою оценку «Песочному человеку». Книга — простая и понятная. Ни глубины, ни второго дна, да откуда бы им и взяться? Порадовало даже отсутствие замороченности сюжета, модного ныне переплетения планов повествования. Хоть не пришлось волноваться, хватит ли писателю таланта увязать в финале всё это хозяйство, не погрешив против вкуса и логики. В целом, детектив сошёлся с ответом в конце учебника: схватка добра и зла состоялась, затравка читателю на ожидание грядущего продолжения брошена. Всё нормально. Искры не высек, но, может быть, высечет у вас?..
Людмила ЧЕРНИКОВА