«Любовь» и «смерть» Светланы Алексиевич
Одна из претенденток на Нобелевскую премию по литературе (2013), белорусская журналистка и писательница Светлана Алексиевич официально объявила о прекращении художественно-документального цикла «Голоса Утопии». Теперь автор намерен сосредоточиться на двух книгах: о любви и смерти
Как рассказала на встрече с читателями в Москве обладатель приза читательских симпатий премии «Большая книга» (за роман «Время секонд-хэнд»), «тридцать пять лет я писала историю утопии, историю «красного» человека» и, кажется, смогла рассказать всё, что могла понять, что видела и слушала — эта часть моей жизни закончена». «Но я задала себе вопрос: «А на чём человеческая жизнь держится, когда нет этой тотальной идеи, когда нет этой мощной плиты, которая придавливает человека, и он слепливается в единое такое народное тело? А когда он один, пытается оторваться? — рассуждает создатель романа «У войны не женское лицо». По мнению журналистки, советские люди не жили «для себя», тихой «семейной «чеховской жизнью». Наоборот, убеждена она, такая жизнь была «унижена», в моде был аскетизм и служение. Писательница тут же вспомнила своё детство, школу, где их учили «отдать жизнь за Родину». Впрочем, это утверждение весьма спорное, особенно учитывая отношение прозаика к советской идеологии и последним политическим событиям на Украине. Недаром одни критики называют Алексиевич «блестящим мастером художественно-документальной прозы», в то время как другие характеризуют её творчество, как «спекулятивно-тенденциозную журналистику».
Тем не менее, творческие планы Светланы Алексиевич очень интересные. «Два экзистенциальных стержня, вокруг котороых держится жизнь: это любовь и смерть, — философствует лауреат «Большой книги». — Любовь, когда мы ищем друг друга и потом возникает союз. И вторая часть нашей жизни — это старость, это уход, смерть, такая таинственная вещь. То зазеркалье, о котором наши философы очень много говорили». Прозаик уже начала собирать истории к первой части книги о любви, которую условно назвала «Монологи: «Мужчина-женщина». Примечательно, отметила журналистка, что женщины чаще говорят о счастье, вспоминают об этих счастливых годах, в то время как мужчины не слишком хорошо или вообще не помнят себя в этот романтический период своей жизни. «Книги о любви — это ж не о сексе книги. Это книги о смысле жизни, о радости жизни, о том, как это возможно. Для чего нам даны эти люди? Может быть для того, чтобы не страшно было умирать?» — размышляла автор «Чернобыльской молитвы» Светлана Алексиевич.
Сергей МИЗЕРКИН