Бунин и Набоков: кто с кем сводил счёты
Интересная новинка книжного мира для филологов и исследователей творчества первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина и знаменитого русского и американского писателя и поэта Владимира Набокова. Российско-американский двуязычный литературовед и переводчик, прозаик, поэт, профессор Максим Шраер представил в Москве книгу «Бунин и Набоков. История соперничества»
По словам Шраера, в книге подробно описана история взаимоотношений двух писателей и дана попытка оценки влияния Ивана Бунина на творчество автора «Лолиты». «Я думаю, что я прав, хотя не могу быть до конца в этом уверен, что Бунин не остановился на том, что признал огромный талант Набокова. И в ответ на то, как Набоков поднялся и стал звездой первой величины русской литературы в эмиграции, Бунин решился на то, чтобы свести счёты, — размышляет автор исследования. — Я думаю, что бунинским ответом на то довоенное творчество Набокова стала его величайшая книга «Тёмные аллеи». То есть книга совершенно уникальная, это сборник рассказов, это книга о любви, о смерти, о желании. И лучшие рассказы этой книги Бунин пишет именно тогда, когда Набоков у него всё время на уме и на языке. И книга эта выходит первый раз в 1943 году, потом в 1946. И я считаю, что эта книга была ответом на Набокова».
Профессор Максим Шраер привёл в качестве доказательств несколько анекдотических моментов из творчества двух великих писателей. Когда Иван Бунин после войны пишет рецензию на роман Сирина (псевдоним Набокова) «Подвиг», то на полях делает надпись «Осёл». Или ещё одна интересная легенда. Известно, что Набоков по-разному переписывал эпизоды, когда он и Бунин ходили вместе в рестораны — есть четыре варианта этой сцены, как Бунин буквально тащит Набокова в ресторан, а последний отказывается «открывать душу» автору «Деревни». Впоследствии, после выхода автобиографических «Других берегов» Владимира Набокова, где и описаны злосчастные ресторанные посиделки, Иван Алексеевич (он там описан Набоковым в гротескном ключе) буквально разъярён и пишет в своём дневнике, что «никогда не был с ним (Набоковым -Ред.) в ресторане».
«Конечно же, когда мы находим такие свидетельства, это подтверждение того, насколько Бунина мучила слава Набокова, и насколько он вписал его не только в историю русской, но и в историю американской литературы». Очевидно, что автор «Лолиты» ведёт диалог с Буниным и после его смерти. Главный герой набоковского романа «Ада, или Страсть», как заметит внимательный читатель, «наполнен оценками Бунина». «Понимаете, Бунин не только какое-то гротескное воспоминание. Он остаётся для Набокова собеседником, героем, — считает литературовед Шраер. — И если это соперничество, то очень плодотворное, на мой взгляд».
Сергей МИЗЕРКИН