«Мои фестивали» Кирилла Разлогова, или Почему «Андрей Рублёв» остался без «Пальмовой ветви»
Полвека в кино! Именно столько — а это много даже по меркам кино — увлекается «важнейшим из искусств» известный киновед и культуролог, ведущий программы «Культ кино» Кирилл Разлогов
Его новая книга — увесистый том «Мои фестивали» — авторский рассказ о международных кинофестивалях, в которых читатель найдёт точный и глубокий анализ фильмов, тех процессов, которые происходят в мировом кинематографе. Автор поделится своими впечатлениями, рассуждениями, поведает о встречах с известными отечественными и зарубежными актёрами, кинорежиссёрами, продюсерами. Но, главное, как и в 14 лет, когда по его собственному признанию он «начал смотреть кино», Кирилл Эмильевич не утратил интереса к этой «заразе», от которой, «заразившись раз», не намерен «избавляться».
В международных кинофестивалях заслуженный деятель искусств, Кавалер искусств и литературы Франции начал участвовать ещё с 1962 года, сначала — как простой зритель, потом — как киножурналист и кинокритик и, наконец, как председатель жюри. Кирилл Разлогов — автор 14 книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, проблемам культуры. «Мои фестивали» можно назвать своего рода «учебником» по мировому кинофестивальному движению с «живым» авторским взглядом на проблемы и успехи мировых киносмотров. Вполне логично, что свою презентацию программный директор Московского международного кинофестиваля провёл в виде лекции о кино с демонстрацией отрывков из кинолент разных лет, которые, по его мнению, являются своеобразными вехами развития киноискусства. «Я добиваюсь того, чтобы в каждой моей книге были указатели фильмов и указатель имён», отметил кинокритик, поведав очень поучительную историю о запрете недальновидным советским кинематографическим руководством вкупе с «очень уважаемыми историками-искусствоведами» включить картину «Андрей Рублёв» в программу Каннского кинофестиваля. Тогдашние начальники посчитали, эта лента «не соответствует исторической правде».
«А дальше начинается другая история из моей же биографии, — рассказал Разлогов. — Меня пригласили в 1969 году (я как раз заканчивал университет) поработать с директором Каннского кинофестиваля. Он приехал в Москву добиться того, чтобы ему дали «Андрея Рублёва» на фестиваль в Канны». Начинающий журналист по заданию журнала «Искусство кино» берёт интервью у высокого французского гостя… «Он был дипломатом и наговорил много хорошего про советское кино, про Советский Союз, про то, как культура развивается. И я практически видел, как это интервью будет опубликовано в журнале… Но ему картину «Андрей Рублёв» никто не дал. После этого, конечно, было ясно, что печатать интервью никто не собирается. У меня была мечта напечатать его в «Моих фестивалях», но я его не нашёл в своих старых бумагах».
Тем не менее историческая кинодрама, принёсшая Андрею Тарковскому мировую известность, была всё равно показана в Каннах: «В короткий промежуток между появлением фильма и его запретом «Совэкспортфильм» — организация, которая занималась торговлей фильмами за рубежом, — успела продать его французской компании. И никто эту сделку уже не мог отменить. Поэтому организаторы Каннского фестиваля, не получив согласия советского руководства на показ картины, всё же получили копию у французского прокатчика и показали фильм, но вне конкурса. Поэтому мы не получили вторую «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Осталась лишь одна «Пальмовая ветвь» за фильм «Летят журавли».
Сергей МИЗЕРКИН