«Беседы о национальном театре» с Валерием Фокиным
К 260-летнему юбилею старейшей театральной сцены страны — Александринского театра — народный артист РФ и художественный руководитель первого государственного театра России Валерий Фокин представил свою книгу «Беседы о национальном театре». В ней лауреат государственных премий РСФСР и РФ делится с читателями своими размышлениями о роли современного национального искусства в мировой культуре в контексте своей судьбы театрального режиссёра. Издание приурочено к 70-летнему юбилею мастера.
«Книга написана для себя, — говорит историк театра, профессор Алексей Бартошевич. — Это попытка сформулировать и выработать отчасти задним числом, отчасти с перспективой на будущее какие-то основные принципы, которые сознательно заложил режиссёр о самом практическом процессе творчества…»
По мнению критика, этой книгой Валерий Фокин отдаёт свой долг перед историей главного Императорского театра, вносит свой вклад в «естественное органическое развитие» великой традиции Александринки.
«Как я понимаю, Фокин и его актёры совсем не стараются и не хотят перевоплотиться в актёров классической эпохи. Речь идёт о художественном эффекте, возникающем из дистанции между чувством современного театра и чувством вот этой великой традиции, — продолжил профессор. — Вы приходите в театр, и они полны современного дыхания, как бы они ни были связаны вот с этой великой петербургской благородной, прекрасной, совершенной традицией. Обо всём этом написано в книге».
Другой известный театровед Александр Чепуров рассказал об уникальной фотогалереи издания. Он подчеркнул, что театральные снимки — это «особый жанр». Поэтому перед творческим коллективом стояла задача «помимо голоса режиссёра показать его спектакль». За основу была взята методика Мейерхольда по «фиксации» спектакля на плёнку, уточняет доктор искусствоведения: «Мы стремились сочетать общие планы, где видна работа собственно режиссёра, его композиция сцены, это очень важный момент, где будет видна и работа сценографа, и решение пространства, чтобы зритель и читатель ощутили вот эту самую атмосферу спектакля».
Быстро ретировавшийся за сцену (отчего его было невозможно сфотографировать) народный артист России Авангард Леонтьев, с которым Фокин знаком без малого 45 лет, заявил, что уже в студенческие годы Валерий Владимирович был лидером и всегда знал, чего хотел добиться от актёра. Сначала он объяснял артистам на словах, как играть, а потом, «через десятилетие», словно Мейерхольд, «научился показывать»: «Это такой показ, это такой эскиз, который повторить нельзя. Но уловив эту суть, сразу тебе открываются горизонты, кислород и начинаешь действовать в правильном направлении».
«Эта книга, — вдохновенно продолжил Леонтьев, — это разговор о культуре в целом, что мы должны делать для неё, разговор о том, какой должна быть наша страна, что должно быть с нашей культурой. Это очень серьёзный разговор замечательного, культурного, ответственного человека. Играть у него в его спектаклях — это абсолютное счастье!»
Ну, и конечно, сам прославленный режиссёр не мог не открыть секрет своей режиссёрской школы. «Режиссёр, вообще, учится всю жизнь: должен, обязан учиться всю жизнь. Потому что его биографии, которые он проживает, вот эти мои 100 лет, они влияют на меня, — подводит итог педагог. — И я, разучив азбуку, то есть как бы научившись говорить, познав эту, другую форму, эту школу, всё равно прихожу к тому, что я начинаю выражать себя, начинаю говорить о том, что меня волнует в этой жизни, что у меня болит, что я ненавижу, что то я люблю, но через театральный язык. Я изучил эту лексику…»
Сергей МИЗЕРКИН
На фото: Валерий Фокин, Алексей Бартошевич и Александр Чепуров.