Крис Ридделл: "Моим героем был белый кролик"
6 января состоялось вручение премии Costa за лучшую детскую книгу. Лауреатом стал художник-иллюстратор Крис Ридделл, которого после признания на таком высоком уровне стоит уже признать профессиональным писателем.
После победы Ридделл решил рассказать, кого он считает своим кумиром.
«Алису в стране чудес» читали, безусловно, все, и многие называют эту книгу первым читательским потрясением в их жизни. Для меня «Алиса» тоже стала потрясением, но не столько литературным, сколько художественным. Белый кролик, выведенный рукой гениального иллюстратора Джона Тенниела, был одной из причин, по которой я стал иллюстратором.
Мне было ровным счётом ничего неизвестно об этой персоне, но он уже был моим героем — хотя, может, и не он сам, а его белый кролик. В детстве я одержимо копировал иллюстрации Тенниела к «Алисе в стране чудес», в частности его рисунок белого кролика в жилете и во фраке. Зонтик спрятан под мышкой, карманные часы зажаты в лапке, в глазах выражение подавленной паники. Мне нравилось изучать затемнения на рисунке, я разглядывал замысловатые линии перекрёстной штриховки, рассматривал складки рукава, наклон головы, взгляд его широко раскрытых глаз. Тенниел — вот кто подтолкнул меня к тому, чтобы стать иллюстратором.
Позже я стал листать выпуски старого сатирического журнала ‘Punch’ и узнал этот стиль штриховки, эту ироническую подачу. Британский лев, Британия, несчастный Бисмарк, сходящий с корабля, — все они как будто сошли со страниц «Алисы в стране чудес». Приглядевшись, я увидел в углу элегантную монограмму: «JT».
Родившийся в 1820 году, Тенниел начал свою карьеру в качестве художника — одна из его фресок, «Святая Сесилия», украшает Палату лордов. Но в 1850 году он присоединился к команде журнала ‘Punch’ в качестве главного политического карикатуриста — и должность эту он занимал в течение 50 лет. Именно эти карикатуры и привлекли внимание Чарльза Доджсона (он же Льюис Кэрролл), который затем обратился к Тенниелу с просьбой проиллюстрировать его книгу. Опубликованная впоследствии издательством ‘Macmillan’ с 34 изысканно выписанными иллюстрациями, книга стала классикой, что в конечном итоге затмило работу Тенниела в качестве карикатуриста.
Евгений ВИХАРЕВ