Так ли полезны чтецкие соревнования?
Обращение литературы в погоню за рекордами если и имеет некоторый смысл для книжной индустрии, то для рядовых читателей – никакого.
Проект портала ‘Goodreads’ под названием «Чтецкий Вызов» (‘Reading Challenge’) набирает обороты. 240000 решили принять «Чтецкий вызов» (общая аудитория ‘Goodreads’ составляет 25 миллионов человек), взяв на себя обязательство прочесть в предстоящем году в общей сложности 14 миллионов книг (то есть, среднестатистическому участнику придётся читать чуть больше одной книги в неделю). И многие пропагандисты чтения, да и простые любители, встретили бы эту новость на ура. Но так ли это хорошо, каким представляется на первый взгляд?
Раздражает уже одно название. С каких это пор чтение – это вызов? Свой проект ‘Goodreads’ адресует людям, которые стремятся «повысить свои чтецкие амбиции», но все эти разговоры об обещаниях, о целях, о слежении за вашим прогрессом – всё это не более чем очередной шаг в сторону привнесения рыночных отношений в интимную некогда практику чтения. Просто новая стадия коммерциализации литературной культуры.
Нет, мы, конечно, знаем, что грамотность коррелирует с благоприятными социальными последствиями, что литературный вымысел может улучшить наше понимание других культур, но литература является одним из немногих областей современной жизни, которую пока ещё нельзя измерить в числах. Цифры имеют значения для книжных магазинов, издательств, писателей и даже библиотек, но если мы читаем с удовольствием, это ещё не значит, что прочти мы в этом году в два раза больше книг, чем в прошлом, то тем самым мы удвоим своё удовольствие.
А вот ребята из ‘Goodreads’, кажется, утверждают обратное. «Чтецкий вызов» – отличный пример мышления, ориентированного на расстановку галочек в нужных квадратиках, на вычёркивание всё новых пунктов из списка важных дел. И если книги попадут в разряд вещей, требующих бухгалтерского учёта, если мы увлечёмся нанесением зарубок на стену наших литературных достижений, мы вряд ли уже будем получать от наших книг ту же пользу и то же удовольствие.
Евгений ВИХАРЕВ