Ян Мартеновский: «Русская литература стала многогранней, она наполняется произведениями – как серыми, так и бриллиантами»
«Когда же время мимо пронеслось, пришёл мой первый и последний гость, и существо моё навек оборвалось, упало ягодой, что покидает гроздь…» Эти строки принадлежат совсем юному и пока не известному широким кругам поэту. И поэтому сегодня мы продолжаем хорошую традицию нашего портала – выводить «в свет» подающих надежды начинающих литераторов. У нас в гостях московский студент Ян Мартеновский, чьими стихами зачитываются не только его товарищи по «Тимирязевке», но и добрая часть молодёжного интернет-сообщества…
— Ян, ваши стихи в большинстве своём наполнены сложными чувствами. Сколько вам лет?
— Девятнадцать. Но я не считаю эти чувства сложными, мы с ними сталкиваемся ежедневно, они нас пронизывают.
— Что повлияло на ваш литературный стиль? Кто из поэтов, русских и не русских, сыграл роль в вашем творческом становлении?
— Вначале я не был знаком ни с какими поэтами, позже увлёкся творчеством Есенина, Ахматовой, Окуджавы, Шарля Бодлера. Эти люди своими стихами повлияли на меня больше всего. А над стилем я никогда не задумывался: как пишется, так и пишется.
— Расскажите немного о себе. Кого читали в детстве и юности? Кто были ваши любимые герои?
— О себе рассказывать особо нечего, я был обычным ребёнком, окончив школу, пошёл учиться в Тимирязевскую Академию на профиль «биология», потому что с детства увлекаюсь биологией, благодаря моим родителям.
В детстве я не любил читать. Уже позже я стал читать те книги, которые по-настоящему меня захватывали. Моими любимыми произведениями были «Мастер и Маргарита» Булгакова, многое из Харуки Мураками, Стивена Кинга и Дина Кунца, «Гордость и предубеждение», «451 градус по Фаренгейту», «Гранатовый браслет». Эти и многие другие произведения сильно повлияли на моё видение мира.
— Когда сами поняли, что хотите и можете писать? Ваш литературный дебют – когда он состоялся?
— Я никогда не хотел писать стихи. Как бы смешно это ни выглядело, но я просто взял как-то раз ручку – и написал стих, ни с того ни с сего. Потом мы баловались с друзьями, сочиняя несложные рифмы (улыбка).
Дебют произошёл на концерте в честь Дня города в 11 классе. Я в первый раз читал свои стихи на публику, не считая тех случаев, когда читал их в тесном кругу друзьям.
Я не управляю вдохновением и образами в моей голове
— Издавались ли вы уже «на бумаге»? И сложно ли нынче издать свой сборник? Что для этого надо? Вообще, слово «пробиться» — что оно означает сегодня для поэта?
— Я печатался только в школьном сборнике вместе с другими ребятами. Над тем, сложно ли издать сборник и что для этого нужно, я не задумывался, но в эпоху интернета это не так сложно, я думаю. А чтобы пробиться, нужно быть очень талантливым, так как поэтов сейчас очень много, как и поэтических сайтов. Мне кажется, что поэзия, к сожалению, уже не так ценится, и внимание на ней мало кто заостряет.
— Как вы считаете, для пишущего человека интернет – это хорошо или плохо? Авторское право и интернет – насколько беспокоит вас такой вопрос?
— Интернет — вещь противоречивая, от него сколько пользы, столько же и вреда, для всех людей. Некоторые сайты защищают авторские права, но не все, так что публиковаться на них нужно аккуратно, ознакомившись со всеми нюансами, потому что желающих украсть произведение хватает.
— Где можно вас почитать?
— Пока что мало где. Только в контакте и на ресурсе Стихи.ру
— Как по-вашему, надо ли оканчивать специальный вуз, или какие-то там курсы, чтобы стать поэтом?
— Поэтом нужно родиться. Нельзя научиться писать стихи, потому что никто не научит вкладывать в них душу. В стихах очень важно видение самого поэта, как он воспринимает то, о чём пишет.
— Какое из своих произведений вы считаете самым сильным?
— Я не думаю, что какое-то моё произведение сильнее остальных. Они слишком разные, чтобы их сравнивать, и затрагивают совершенно разные области жизни.
— Как вы относитесь к написанию стихов «под заказ»? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
— Лично я не могу писать «под заказ», это не моё. Я не управляю вдохновением и образами в моей голове. Но сейчас всё стараются превратить в бизнес, даже поэзию.
— Считаете ли вы, что творческому человеку все сюжеты и идеи его произведений диктуются «сверху», от некоего высшего разума?
— Все, кому диктуют, — поэты, но не всем поэтам диктуют. Я не отрицаю этого, так как мне иногда самому трудно объяснить, откуда я беру образы для своих стихов. Они просто всплывают в сознании, словно их подкинули. И, перечитывая свои произведения, я нередко нахожу в них что-то новое для себя.
— Что приносит вам ваша поэзия? Конечно, не имея в виду материальную прибыль…
— Приносит облегчение. Потому что некоторые вещи по-другому не опишешь, как и чувства. Поэзия учит меня по-новому смотреть на привычные вещи, находить что-то необычное в повседневности, верить в чудеса.
— Что, по-вашему, сегодня переживает русская литература – упадок или подъём? Чего ей очень не хватает? На кого из современных поэтов или писателей вы рекомендовали бы обратить внимание, в хорошем смысле?
— Русская литература определённо переживает изменения, а вот в худшую или лучшую сторону – неизвестно. Она стала многогранней, наполняется произведениями, как серыми, так и бриллиантами.
— Имеет ли поэт влияние на общественную мысль? И что это может ему принести?
— Если его слушают — имеет. Это влияние может как возвысить его, так и растоптать, потому что влиять на мнение людей, но не зависеть от него, задача непростая.
— Что вы читаете в настоящий момент? А кого перечитываете время от времени?
— В данный момент я читаю «Ганнибала» Томаса Хариса. А перечитывать какие-то произведения – времени не хватает: слишком много нового хочется прочитать.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Я по-прежнему просто переношу образы из головы на бумагу, наделяя их жизнью в воображении читателей.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА