"Отдых москвичей на природе" – теперь и в Британии
Фотоальбом знаменитого российского фотографа Александра Гронского о жизни россиян на окраинах столицы опубликован в Великобритании.
«The Guardian» опубликовала отзыв на книгу, охарактеризовав фотографии Гронского как «проницательные и удивительно спокойные». На страницах «Пиши-Читай» мы приводим перевод этой рецензии.
“Пастораль/Отдых москвичей на природе» (в переводе ‘Pastoral/Moscow Suburbs’) является книгой, которая, на первый взгляд, выглядит странно знакомой. Первое изображение в серии – строгие многоэтажки, отражённые в спокойной поверхности озера или широкой реки, и крошечные фигурки людей, группками высыпавшие на берег – напомнил мне о похожих изображениях Саймона Робертса из его серии «Отечество», а также о фотографиях Марка Пауэра из его книги польских ландшафтов «Звук двух песен».
Гронский обладает талантом делать исключительные снимки даже тех мест, которые, казалось бы, исхожены туристами вдоль и поперёк – стоит ли говорить, насколько удивительными оказываются кадры, сделанные им на забытых богом окраинах Москвы. В его объектив попадает вопиющая нечистоплотность периферии столицы – мусор, граффити, недостроенные дома, уродливые холмы и ямы – результат нескоординированных действий экскаваторщиков. Всё это противопоставлено находчивости местных жителей, которые приспосабливают эту жутковатую территорию для своего отдыха. Люди загорают и ютятся вокруг дымных костров и пикников везде, где есть хотя бы подобие зелени или пародия на песчаный пляж.
Пастораль – это слово используется в названии книги, и в этом есть некоторая провокация. Гронский как бы бросает вызов нашим представлениям об этом понятии, но с другой стороны беззаботные и поголовно счастливые люди на фотографиях дают понять, что иронией здесь и не пахнет. Получается, что эта книга и впрямь о том, как люди используют – и как они портят – столь редкие и ценные зелёные пространства, им доступные. Михаил Ламповский в предисловии к книге, приходит к выводу, что «Пастораль» – это серия завораживающих фотографий, на которых нет фактически ничего, на чём можно было бы задержать взгляд. С этим утверждением довольно трудно согласиться, ведь чем больше ты смотришь на эти кадры, тем больше ты видишь – видишь и понимаешь, что и на краю света есть жизнь.
Евгений ВИХАРЕВ