Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Обитель заблудших душ

Автор книги: Захар Прилепин
Название книги: Обитель
Издательство: АСТ
Год издания: 2014

Роман Захара Прилепина «Обитель» стал бестселлером и настоящим открытием 2014 года. Книга о Соловецком лагере специального назначения 20-х годов актуальна сейчас — как будет актуальна всегда. Потому что это роман не о большевиках, а о людях и о жизни — в самых различных, красивых и отвратительных её проявлениях

В «Обители» Прилепин оживляет несколько месяцев из жизни Соловков 1929 года через главного героя книги, Артёма Горяинова. Он — центральный персонаж романа, его плоть и кровь. Всё, что описывается в книге, Артём видел, слышал, чувствовал — пропускал через себя. Ему двадцать семь лет, он молод, дерзок, сидит за убийство отца в бытовой ссоре и очень хочет выжить. Вокруг бесконечный калейдоскоп лиц, имён, судеб и историй. Отдельное, по сути, автономное государство — со своим классовым обществом, работой, деньгами, карцером (тюрьмой в тюрьме), музеем, театром и газетой. Изолированный от внешнего мира остров. Тысячи перемолотых и забытых под жерновами истории жизней.

Язык романа — нечто потрясающее. Речь настолько яркая, самобытная, наполненная необычными метафорами и образами, что её хочется не читать, а смаковать. При этом, роман читается очень легко, буквально влёт, так, что не поспеваешь за автором, а также даёт прочувствовать всё происходящее на своей шкуре. Всё-таки, когда читаешь книгу о прошлом, написанную современником описываемых событий, специфический язык эпохи не даёт до конца всё прочувствовать, получается больше взгляд со стороны. Здесь же читатель не наблюдает сюжет на сцене — он сам оказывается внутри сюжета.

Как уже было упомянуто в рецензии выше, всё повествование романа вертится вокруг одного героя. За несколько месяцев, освещённые в книге, Артёма мотает из стороны в сторону, в самые разные уголки лагеря, через все слои проживающего там населения — от вшивых нар с грязными, опустившимися «леопардами», до застолья с самим Эйхманисом, начальником лагеря и легендарной личностью — человеком, который первым продумал в России концепцию концентрационных лагерей.  С одной стороны, благодаря этому роман невероятно живой и сочный, весь пропитанный личностью и мыслями Артёма. Главный герой не персонаж — он человек, как и должно быть, ведь роман документальный. Но это даёт побочный эффект — рассказать нужно о многом, о всех оттенках жизни в Соловках, и жизнь героя приобретает явственный авантюрный окрас — он везде и повсюду, постоянно переживает что-то новое — успевает и поворочать баланы, и сходить по ягоды, и побывать в театре, и заняться боксом, и пить за одним столом с начальником лагеря, и завести роман с его подругой Галиной, и не раз висеть на волосок от смерти… То, что для других является стезёй — для Артёма лишь страница, которую он быстрее стремится перелистнуть.

Не по плису, не по бархату хожу, а хожу-хожу по острому ножу…

Эти строчки постоянно напевает один из заключённых, и в них отражена вся суть выживания Артёма в Соловках. Он ходит по лезвию — постоянно, каждую минуту. Иногда ему везёт больше, иногда — меньше, но каждый раз, когда он уже совсем навис над пропастью, его спасает ангел-хранитель, имя которому — жизнелюбие. Ведь выжить — это не только остаться с живым телом и работающей головой. Это ещё и выжить душой. Артёму до последнего это удаётся, но удастся ли до конца?

Артёму неведомо кем заранее было подсказано, что каждый человек носит на дне своём немного ада: пошевелите кочергой — повалит смрадный дым.

Двойственность души присуща почти всем героям «Обители». Артём — вроде бы добрый, иногда милосердный, весёлый, лёгкий. А ещё злой, мстительный, трусливый, жестокий, отцеубийца. И другие подстать ему. Поэт-балагур — и подлец. Интеллигент и философ — бывший палач из пыточной камеры. Эйхманис, которым искренне восхищается Артём — образованный и умный человек, который хочет сделать из Соловков не круг ада, а место «перековки» заключённых, создающий на острове питомники и пишущий карты. Жестокий, хладнокровный убийца.

Я думаю, Захар Прилепин не случайно выбрал для своего романа именно такое название — «Обитель». И не только потому, что Соловки располагались в бывшем монастыре. Это место, вольно или невольно, стало местом искупления грехов, своеобразным чистилищем. Ведь грех был на каждом — тот ли, за который посадили, или  какой другой. Кульминацией книги я считаю момент, когда заключённые в карцере, оборудованном в бывшей церкви, каются в своих грехах местному священнику перед расстрелом. И ведь каждый виновен в страшных вещах. Многие — не по одному разу.

«Обитель» — мрачная книга, это бесспорно. Но ещё она если не светлая, то удивительно живая. О том, как проживать жизнь, а не пропускать мимо себя — как её можно грызть и рвать зубами, наслаждаясь каждой приятной секундой. О тепле, холоде, любви, отвращении, благоухании и вони, крови и плоти. Жизни и смерти. Объёма книги хватает ровно на то, чтобы не просто прочитать её, а именно прожить отрезок чужой, давно сгинувшей маленькой жизни — где есть только сиюминутные ощущения, надежда, любовь, страх, чайки и Соловецкий остров.

Роман документальный и написан про реально живших людей. И, хотя он совсем не похож на привычную документалистику, я гарантирую — во время чтения вам Соловки по ночам будут сниться, как будто вы были там лично и видели всё своими глазами.
Мне снились.

Кристина МУРАТОВА

Читайте альтернативную рецензию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика