Павел Басинский призывает снизить градус дискуссий насчёт Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич
Не утихают страсти вокруг Нобелевского лауреата Светлана Алексиевич. Откровенные кремлёвские пропагандисты типа Старикова заклеймили белорусскую журналистку позором, объявили чуть ли русофобкой и агентом Госдепа США, а известный писатель Захар Прилепин назвал сам факт присуждения премии «политически ангажированным», ведь автор цикла «Голоса Утопии» известна своими резкими комментариями против «российского тоталитаризма». Особо много шума наделало интервью испанской газете La Vanguardia, протранслированного на телеканале «Евроньюс», в котором писательница высказалась насчёт пропагандистского единения религии и власти, а также отказа водителя таксомотора везти журналистку. В соцсетях появились агрессивные и очень злобные комментарии насчёт того, что в Москве не существует «православного» такси, и она, так сказать, приврала.
Лауреат премии «Большая книга», писатель и литературный критик Павел Басинский на встрече с читателями заявил, что судят Светлану Алексиевич по политическим мотивам, а люди в силу последних событий очень озлоблены и «во многом переругались». «Понимаете, здесь нашла коса на камень, — считает критик, — и её реальные достижения, как писателя, наложилась на частное, не очень правильное мнение. Не с точки зрения государственной идеологии. Просто с точки зрения правды».
Он напомнил, что все пять русскоязычных Нобелевких лауреатов вызывали ожесточённые споры на родине. «Мне кажется, что к этому надо относиться спокойнее. У нас ни одна Нобелевская премия единодушной радости не вызывала, — отметил литературовед. — Когда Бунину дали первую Нобелевскую, эмиграция пересобачилась, раскололась вся просто! В Советском Союзе, понятно, — дали врагу, белогвардейцу, и т. д. и т. п. И вокруг Бродского, уверяю вас, тоже было. Но мы горячие люди…»
Басинский считает первую книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», написанную на основе интервью с реальными людьми, лучшим её произведением, которое произвело на него «невероятное художественное впечатление». В этом контексте белорусская писательница попала в точку: очевидно, что нон-фикшн сейчас «лидирует во всём мире по сравнению с серьёзной вымышленной прозой».
Сергей МИЗЕРКИН