История в картинках: стоит ли покупать?

Автор книги: Леонид Парфёнов
Название книги: Намедни. Наша эра. 1946-1960
Издательство: КоЛибри
Год издания: 2014

Почти половину минувшего октября тележурналист Леонид Парфёнов вечерами презентовал в столичных книжных магазинах новый том своей популярной книжной серии «Намедни. Наша эра. 1946-1960». «Седьмой по счёту, «нулевой» по порядку, полуторный по объёму, этот том книжного проекта «Намедни» охватывает 15 послевоенных лет, которые не входили в телеверсию. Поровну разделённые смертью Сталина, они вместили две эпохи: зрелой советской империи и начала её распада», говорится в аннотации. Литературный портал «Пиши-Читай» побывал на одной из последних встреч известного телеведущего с читателями и пролистал объёмистую книгу.

Обласканный всевозможными премиями кинодокументалист, бывший спецкор молодёжной редакции Центрального телевидения (ЦТ СССР) не скрывает своих либеральных взглядов, поэтому неудивительно, что критическое отношение к советской действительности нашло отражение не только в нашумевшем телепроекте, но и в книге. Точнее сказать, в отлично проиллюстрированном альбоме: шутка ли — более 500 фотографий, карикатур, репродукций, картин и рисунков. Но, в отличие от скучных исторических учебников и энциклопедий, «фолиант» состоит из небольших по объёму статей со множеством «кричащих» заголовков. Чувствуется типично телевизионная манера подачи материала, где главное картинка и броское «говорящее» название. Впрочем, надо признать, что это как раз современно и интересно нынешнему читателю. Другое дело, что сразу вспоминаются слова учёного и просветителя, бессменного ведущего телепередачи «Очевидное-невероятное» Сергея Петровича Капицы, который предупреждал о пагубности клипового мышления и коротких, как у Буратино, мыслях.

Впрочем, это надо признать, материал отобран тщательно, приведены интересные и малоизвестные исторические свидетельства. Видно, что автор подошёл к работе творчески, покопался в архивах и газетах того времени, а не просто перелицевал заметки из энциклопедий. Вопрос в подаче тестов. К примеру, схожий по взглядам Николай Сванидзе тоже недавно издал свои «Исторические хроники». Как и обещал тележурналист (историк по образованию), в своём труде он не хотел давать однозначных оценок и сдержал слово: его тексты не предвзяты, чего, на мой взгляд, не скажешь о материалах, помещённых в «Намедни». Читателю навязывается одна точка зрения. Этого не скрывает и сам Парфёнов. «Но вот это ощущение «все боятся, значит, уважают», вот так мягко переводя с дворового языка, оно сейчас очень сильное, — сбивчиво говорит Леонид Парфёнов, представляя книжную новинку. — И это ощущение, что такая была великая держава, какую страну про… упустили, это самое распространённое. И сейчас очень сильно это настроение. И непонимание того, как это было устроено…»

Не знаю почему, но особенно не понравилась статья о легендарном фильме «Кубанские казаки» 1949 года. Да, всё верно: Пырьева обвиняли в «лакировке» действительности, а народ смотрел на киношное изобилие колхозного добра, как на сцену из сказки. Но самое главное, почему фильм при всей своей идеологической направленности сюжета и мифологизации надежды на лучшую жизнь стал народным, почему он не устарел и сейчас — ни слова. С весьма оригинальным, скажем так, подтекстом написана статья и про знаменитую фадеевскую «Молодую гвардию». А ведь такие наивные, чистые, преданные идее молодые люди были, хотя сейчас нам, живущим в циничном XXI веке, в это трудно поверить, как и в энтузиазм 1930-1940-х годов. Мне вспоминаются строки письма Зои Космодемьянской к своей матери: до глубины души трогающие простые предложения любящей дочери к своей любимой матери. Её доброе имя, истинно святую мученицу, оболгали и испоганили в конце 1980-х… Как потом выяснилось, эта всего лишь была «технология разрушения образов в ходе перестройки». Уверен, об этом знает уроженец деревни Клопузово бесспорно талантливый Леонид Геннадьевич Парфёнов, который при проклятом «совке» сумел выучиться на журналиста и даже засветиться в нужное время и в нужный час на советском ТВ.

Не хочется уподобляться критиканам и следовать словам Александра Ширвиндта, а он говорил, что сейчас нет литературной критики, а есть соревнования «Кто больше обгадит», но, всё-таки, я бы заметил, что не допустимо иронизировать над своей историей. В конце-концов, когда в таком вот «стёбном» свете, неуважительно, подаются те или иные события недавнего прошлого, надо бы понимать, что смеёмся мы над своими мамами и папами, дедушками и бабушками, в большинстве своём искренне веривших в идеалы революции, построивших великую державу, наследие которой (те самые «основные фонды») россияне по большому счёту проедают до сих пор (оригинально, что фотографии своих родителей Леонид Парфёнов поместил на первой странице, не забыв про себя, любимого, а новый том «Намедни» посвятил маме и папе).

На этом месте надо бы поставить точку. Но хотелось бы сказать несколько слов о редких архивных фотографиях: без них бы книгу вряд ли стоило выпускать. Но есть, как я считаю, и недостаток: в исторический визуальный ряд нет-нет, да вклинятся современные фотографии, что, например, произошло со снимками мозаик и фресок Московского метрополитена, который официально, для тех, кто забыл, до сих пор носит имя Ленина.

Заметка, где говорится о том, что после Великой Отечественной городские улицы наводнили калеки-фронтовики без рук и ног (рассказывается, что было дано негласное распоряжение очистить улицы советских городов от инвалидов к середине 1950-х), проиллюстрирована фотографией мужчины без ног, передвигающегося на доске с самодельными колёсами на фоне города… образца, по крайней мере, середины 1970-х. Или та же хрестоматийная фотография «Знамя Победы над Рейхстагом» известного военного фотокорреспондента Евгения Халдея. Как уточнил Леонид Парфёнов, у этого постановочного снимка (что абсолютно нормально) «обычно всегда был либо другой ракурс, либо всегда печатался с ретушью: дело в том, что у солдата, который держит знаменосца, было двое часов на запястье». Не знаю, как для кого, но эта малозначительная деталь — оскорбительна. Мой дедушка Андрей Арсентьевич Кучма дошёл до Берлина и привёз домой с войны моей маме Алле Андреевне шикарную большую немецкую куклу. Получается, что уважаемый журналист считает, что советские солдаты, спасшие мир от коричневой чумы, — мародёры и грабители, даже не могли по репарации вывезти те же часы, игрушки, ювелирные украшения и другое фашистское добро? Имели полное моральное право! По распоряжению командования официально солдатам Красной армии раз в месяц разрешалось отправлять домой посылки с трофеями (о специальных трофейных бригадах тоже общеизвестно). Очевидно, с каким подтекстом дана эта «классическая» фотография.

Впрочем, не будем перегибать палку. Если не жалко денег, что-то около 1600 рублей в магазине, не особо напрягаясь, захотите узнать, чем жило старшее поколение, окунуться в антигламур послевоенного времени — вариант вполне подходящий. Ну а насчёт текстового наполнения. Так и сейчас СМИ лихо манипулируют общественным сознанием. Важно иметь голову на плечах и анализировать то, что вы прочитали или услышали, не воспринимая это как истину в последней инстанции.

Сергей МИЗЕРКИН

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика