На войне как на войне
Название книги: Человеческое тело
Издательство: АСТ
Год издания: 2013
После «Одиночества простых чисел», также принадлежащего перу итальянского писателя Паоло Джордано, я долгое время находилась, что называется, под впечатлением. И до сих пор, спустя много лет, книга является одной из моих любимых. Но вот новая работа автора — «Человеческое тело» — совершенно другая. Роман не то чтобы не тронул, он не стал откровением, не сказал ничего нового в теме о войне.
И ещё это странное название… Впрочем, может быть, именно такой разрез в подаче своих соображений автор счёл оригинальным. До сих пор мне нигде не приходилось наблюдать столько натуралистических подробностей из жизни, скажем так, молодых тел в военно-полевых условиях. Во-первых, туалетная тема удалась на славу. Будем называть это истинной авторской находкой. Во-вторых, тема секса как такового или грёз о нём. Что ж, ладно, по крайней мере, не шокировало. В-третьих, что осталось не конца уяснённым с точки зрения смысла, описания некоторых внешних особенностей. Например, зачем было награждать лейтенанта Эджитто некой кожной болезнью? А читателю это как могло бы помочь в формировании своего отношения к военному конфликту в Афганистане?.. Если только писатель задался целью всячески напоминать о том, что речь он ведёт именно о человеческом теле, его хрупкости, несовершенстве и уязвимости, тогда приём оправдан. Вероятно.
Вот, собственно, это и всё о теле. Потому что более, как мне показалось, герои всё же рисковали душами. Ребят, отправленных на убой, да ещё слабо осведомлённых о том, где они очутились и зачем, погибло физически лишь несколько человек, а вот покалеченных душ после рейда оказалось значительно больше. Да и вообще, как мне кажется, выбери автор тему «человеческая душа», весь рассказ выглядел бы, если можно так выразиться, классичнее. Это значительно более широкая, очень популярная линия у исследователей, которую, однако, никогда невозможно исчерпать до конца. Кстати, тогда бы куда лучше смотрелись многочисленные лирические отступления о гражданской жизни некоторых персонажей.
Получается, страдания душ Джордано всё-таки интересны на порядок выше, но, добавив натурализма, он получил… продукт. Вещь эта на фоне великих произведений русской и мировой классики, а также ряда книг современной литературы о войне, пожалуй, рискует лишь тем и запомниться, что… потребностями молодого тела. Да ещё живописанием картин того, когда тело уже просто в клочья, оставшиеся в живых души в разной степени покорёжены и вывод стар как мир: зачем всё это происходит, зачем война, ведь молодые тела вот только что были полны жизни, в каждом из них обитала непосредственная душа.
Теперь о том, что понравилось. Прежде всего — текст. Он удивительно лёгок и столь же безукоризненно отточен. Ещё, безусловно, автору удались образы. С одной стороны, как того требует название, у них у всех есть тело, т.е. представить себе, закрыв глаза, того или иного героя сложности для читателя не составит. Кроме того, как я уже упоминала, тема души занимала писателя даже больше, потому, вероятно, характеры тоже вышли очень живыми.
И последнее, что наполнило память лёгким отзвуком того, другого романа Паоло Джордано, который некогда пришёлся столь по сердцу, — ощущение человеческого одиночества. Его итальянский писатель умеет изображать весьма талантливо. В данном примере автор показал вариант одиночества перед лицом смерти: естественный и органичный (все мы одиноки, о да), а не депрессивный и замороченный. Воистину, мы одиноки перед лицом предательства человека, казавшегося другом. Мы одиноки и в том случае, когда просто не в состоянии опознать в частом собеседнике настоящего друга и отличного парня, пока он ещё жив. Мы одиноки и тогда, когда наши партнёры — виртуальны, а хочется обыкновенного человеческого тепла, которого не подарит монитор. Мы одиноки, но стыдимся забот своей матери, единственного человека, кому действительно не будем безразличны никогда.
И вот как раз за то, что мне внутренне удалось ощутить эту пронизанную одиночеством атмосферу в романе «Человеческое тело», я поставлю жирный плюс создателю. А то, что меня не задела поднятая проблема, так это очень субъективно. Более молодой читатель и менее опытный скорее всего всё же получит необходимый старт для размышлений о природе войны как явления и личности человека в условиях близости гибели, написано-то всё верно и не бездарно, уж буду честна. Просто я лично буквально с детства читала книги (очень хорошие!) на данную тему, мне она была интересна невероятно. Поэтому, думаю, нет вины автора в том, что на страницах его романа мне не удалось найти чего-то, о чём я уже не читала бы ранее.
Людмила ЧЕРНИКОВА