Странник
Премия «Странник»
Награждаются: лучшие писатели, переводчики, иллюстраторы в области фантастики.
Значение в области литературы: российская литературная премия в области фантастики.
Премия учреждена: в 1994 году.
Победители выбираются: жюри, в состав которого входят известные писатели.
Премия присуждается: один раз в год.
Лауреаты премии. Избранные авторы и номинации:
1994 — Крупная форма: Андрей Лазарчук, «Иное небо»
Средняя форма: Андрей Столяров, «Послание к коринфянам»
Малая форма: Андрей Столяров, «Маленький серый ослик»
Критика (публицистика): Роман Арбитман, «История советской фантастики»
Перевод: Александр Щербаков, роман «Луна жестко стелет”
Художник: Сергей Шехов, сборник «Английский фантастический роман».
1995 — Крупная форма: Михаил Успенский, «Там, где нас нет»
Средняя форма: Михаил Успенский, «Дорогой товарищ король»
Малая форма: Борис Штерн, «Кащей Бессмертный — поэт бесов. Из поэтических сказок Змея Горыныча»
Критика (публицистика): Виктор Пелевин, «Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии»
Перевод: С. Хренов, цикл романов и повестей «Сказание о Мануэле»
Художник: Яна Ашмарина, собрание сочинений Роберта Хайнлайна
1996 — Крупная форма: Борис Стругацкий, «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
Средняя форма: Юрий Коваль, «Суер-Выер»
Малая форма: Андрей Столяров, «До света»
Критика (публицистика): Сергей Переслегин, «Око тайфуна: Последнее десятилетие советской фантастики»
Перевод: Н. Науменко;
А. Коротков;
Светлана Силакова, переводы, Симмонс Д. Гиперион
Художник: Андрей Карапетян, книга Михаила Успенского «Там, где нас нет»
1997 — Крупная форма: Виктор Пелевин, «Чапаев и Пустота»
Средняя форма: Лев Вершинин, «Первый год Республики»
Малая форма: Евгений Лукин, «Словесники»
Критика (публицистика): Эдуард Геворкян, «Бойцы терракотовой гвардии»
Перевод: А. Петрова, роман М.Суэнвика «Дочь железного дракона»
Художник: Яна Ашмарина, декалогия Роджера Желязны «Янтарные хроники» и другие книги
1998 — Крупная форма: Борис Штерн, «Эфиоп, или Последний из КГБ»
Средняя форма: Евгений Лукин, «Гений кувалды»
Малая форма: Владимир Покровский, «Люди сна»
Критика (публицистика): Кирилл Королёв, «Энциклопедия сверхъестественных существ»
Перевод: Кирилл Королев, книга «Жалкие свинцовые божки»
Художник: Анатолий Дубовик, серия «Миры братьев Стругацких»
1999 — Крупная форма: Сергей Лукьяненко, «Ночной Дозор»
Средняя форма: Александр Етоев, «Бегство в Египет»
Малая форма: Андрей Саломатов, «Праздник»
Критика (публицистика): Игорь Халымбаджа, «Фантастический самиздат»
Перевод: Андрей Лактионов, книга «Сказаний о драконе Гриауле»
Художник: Яна Ашмарина, книги «Колесо Времени», «Шапочный разбор», «Трудно быть богом», «Время учеников 2»
2000 — Крупная форма: Марина и Сергей Дяченко, «Казнь»
Средняя форма: Владимир Михайлов, «Путь Наюгиры»
Малая форма: Евгений Лукин, «В Стране Заходящего Солнца»
Критика (публицистика): Дмитрий Володихин, цикл статей в газете «Книжное обозрение»
Перевод: П. Вязников, роман «Дюна»
Художник: Игорь Тарачков, журнал «Если»
2001 — Крупная форма: Юлий Буркин, «Цветы на нашем пепле»
Средняя форма: Александр Громов, «Вычислитель»
Малая форма: Сергей Лукьяненко, «Вечерняя беседа с господином особым послом»
Критика (публицистика): Анатолий Бритиков, «Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра»
Перевод: Ирина Гурова, роман «Сердца в Атлантиде»
Художник: Антон Ломаев, серия «Наследники Толкина» и романы Х.ван Зайчика
2002 — Крупная форма: Олег Дивов, «Саботажник»
Средняя форма: Андрей Саломатов, «В будущем году я буду лучше»
Малая форма: Алан Кубатиев, «Вы летите, как хотите!»
Критика (публицистика): Кирилл Еськов, «Наш ответ Фукуяме»
Перевод: Дмитрий Коваленин, роман «Дэнс, Дэнс, Дэнс»
Художник: Александр Кудрявцев, фантастические книжные серии издательства «АСТ»
2003 — Крупная форма: Святослав Логинов, «Свет в окошке»
Средняя форма: Елена Хаецкая, «Прах»
Малая форма: Леонид Каганов, «Эпос хищника»
Критика (публицистика): Геннадий Прашкевич, «Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах»
Перевод: Андрей Лазарчук
Художник: Владимир Бондарь, оформление книг С. Лукьяненко, А. Валентинова, Г. Л. Олди
2004 — Крупная форма: Кирилл Бенедиктов, «Война за «Асгард»»
Средняя форма: Геннадий Прашкевич, «Белый мамонт»
Малая форма: Леонид Каганов, «Хомка»
Критика (публицистика): Кир Булычёв, «Падчерица эпохи»
Перевод: Елена Петрова, «Кристофер Прист. Престиж»
Художник: Яна Ашмарина, “Полная история Средиземья” Толкина
2005 — Андрей Лазарчук, «Опоздавшие к лету»;
Евгений Лукин, «Портрет кудесника в юности»;
Михаил Успенский, «Там, где нас нет»;
Сергей Лукьяненко, «Дозоры»;
Ник Перумов, «Хроники Хьёрварда»
2006 — Магическая фэнтези: Роман Злотников, «Арвендейл»
Историческая фэнтези: Алексей Иванов, «Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор»
Юмористическая фэнтези: Михаил Успенский, «Белый хрен в конопляном поле»
2008 — Космическая фантастика: Александр Зорич, «Завтра война»
Научное фэнтези: Игорь Пронин, «Отраженные»
Юмористическая фантастика: Евгений Лукин, «Бытиё наше дырчатое»
2009 — Лучший сюжет: Дмитрий Колодан, «Другая сторона»
Необычная идея: Марина и Сергей Дяченко, «Медный король»
Образ Будущего: Николай Горькавый, «Астровитянка»
Блистательная стилистика: Евгений Лукин, «Бытиё наше дырчатое»
Лучшее печатное издание: «Мир фантастики»
2010 — Лучший сюжет: Марина и Сергей Дяченко, «Цифровой, или Brevis est»
Необычная идея: Мариам Петросян, «Дом, в котором…»
Образ Будущего: Андрей Лазарчук, «Абориген»
Блистательная стилистика: О’Санчес, «Хвак»
2012 — Лучший сюжет: Андрей Рубанов, «Боги богов»
Необычная идея: Мария Галина, «Медведки»
Образ Будущего: Тим Скоренко, «Законы прикладной эвтаназии»
Блистательная стилистика: Яна Дубинянская, «Сад камней»
2013 — Лучший сюжет: Ольга Онойко, «Море Имён»
Необычная идея: Наталья Шнейдер и Дмитрий Дзыговбродский, «Сорные травы»
Образ Будущего: Елена Бычкова и Наталья Турчанинова, «Иногда они умирают»
Блистательная стилистика: Дмитрий Быков, «Икс»