Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Не пара, не пара, не пара… Своевременная прививка от неудачных личных отношений во взрослой жизни

Автор книги: Джон Грин
Название книги: Бумажные города
Издательство: РИПОЛ Классик
Год издания: 2014

Начну, пожалуй, с того, что аннотация к роману Джона Грина, размещённая в издании, совсем не о том, о чём на самом деле в книге речь. Оно и к лучшему, как оказалось

Когда я выбирала, что почитать, душа просила тайны, роковых событий и забористого сюжета. Потому, конечно, невозможным представлялось пройти мимо обещания интриги («… Марго исчезла (…) Кью бросается в отчаянную погоню, но девушки, которая долгие годы царила в его сердце, на самом деле нет») и чудес («… с каждым человеком в жизни случается какое-то чудо»). Так вот, мистика и страсти никак не охарактеризуют «Бумажные города», здесь всё совсем иначе. Ничуть не хуже, впрочем.

Перед читателем, я бы сказала, хорошая история о взрослении, с героями, буквально рвущимися на экран какой-нибудь молодёжной непретенциозной love story, которая, кстати, сама по себе в романе не так уж важна, но всё повествование подано именно в этом разрезе.

Итак, по порядку. Пусть подростки в этом рассказе увидят то, что увидят. А взрослым я советую поностальгировать по сэлинжеровскому «Над пропастью во ржи» и вспомнить себя совсем юными. Многим это непросто окажется сделать, ибо, конечно, проблемы сытых американских юношей и девушек ничем, на первый взгляд, не напоминают отечественные. Но лишь на первый взгляд. Видите ли, их благополучие позволяет им копаться в себе вовремя, пока мама с папой прикрывают тылы. А мы в массе своей просто вываливаемся во взрослую жизнь, а уж потом, спустя годы (а то и десятилетия!) нет-нет да и получим привет из юности в виде неотработанной дилеммы. И лишь тогда осознаём, что,  потрать мы с толком время в 18, не взрастили бы в себе к 40 бомбу замедленного действия, грозящую «рвануть» в любой момент, снеся половину жизни. А ведь всего и надо-то было: понять себя верно, принять как есть и кое-чем пожертвовать. Это самое, чем следовало поступиться, безусловно, выглядело бы до одержимости важным, да, разумеется, и являлось бы таковым… тогда. Но зато позднее могло бы стать своеобразной страховкой от непродуктивных, ранящих, тупиковых отношений, привычно обозначаемых схемой «не сошлись характерами». Чтобы сойтись этими пресловутыми характерами, нужно смотреть в одном направлении (а не друг на друга, как выглядит распространённое заблуждение), быть из одного теста, если хотите. Герои Грина, сами к тому не стремясь, оказались весьма дальновидными. Имею в виду, эти американские подростки, про которых злословят, что они таблицу умножения учат в седьмом классе, ничуть не тупее наших. Во всяком случае, честнее и отважнее. Как мне показалось.

Есть у меня привычка, перед тем как сформулировать своё отношение к книге, ознакомиться сначала с уже имеющимися мнениями. Во-первых, чтобы избежать повторов. А ещё, чтобы заставить себя мыслить как можно шире. Такая игра: найди то, что пока ещё никто не заметил.

Так, о романе Грина писали, что он первый обратил внимание читателя на явление «бумажные города». Ну да, возможно так и есть. Впрочем, для меня «бумажные города» пусть останутся метафорой. Потому что иначе пришлось бы переадресовать книгу из категории для подростков в категорию «6+». Во всяком случае, к 18-ти годам, по моему мнению, всё-таки уже мало кого прельщают нигилистические побеги из чистой постельки да от домашних котлеток в романтические заброшенные постройки со спальным местом в виде куска картона с видом на дырку в крыше и консервами на завтрак, обед и ужин. Вообще, думается, мысли о ночёвках под звёздами оставляют ребёнка примерно в то время, когда он в своём развитии переходит от сказок к, допустим, Достоевскому. Гм-м, может, в том и диссонанс, что американские тинейджеры никогда не переходят?.. Счастливцы, однако.

Ещё писали о книге, что она о первой любви. С множеством сладких вздохов и восклицательных знаков.  Что ж, кто-то увидит на страницах и это. Хотя история влюблённого, но рационального и приличного, Квентина и эгоцентричной, прочно застрявшей по развитию в 10-ти летнем возрасте, популярной красавицы Марго ни капельки не напоминает историю о Ромео и Джульетте. Вообще, вся «загадочность» и «небумажность» Марго, которую по капле осознаёт бедняга Квентин, уравновешенный сын психоаналитиков, вызывает улыбку. Добрую, впрочем: пусть девочка самовыражается и ищет себя на все лады, главное, чтоб помогло бедняжке.

А вот ещё был вариант: книга-то ни о чём ином как о дружбе, оказывается! Возможно, это «теплее» всего. Образы героев, американских старшеклассников, бесконечно обаятельны даже в отрицательном своём воплощении, самые злобные из них ничуть не страшны. К тому же, абсолютно безнациональны. Они, без сомнения, легко узнаваемы и даже идентифицируемы. Во всяком случае, хотелось бы так думать. Потому что на страницах книги абсолютно уместны и органично смотрятся молодёжный сленг, пошлые, ниже пояса, шутки, натуралистические описания и подробности, зацикленность мужской части персонажей на отсутствии либо недостатке секса, ведущих к тотальному трёпу лишь о нём одном (буйство гормонов не ведает географии!) Написал автор правдоподобно, и воспринимается всё легко и без обид. По крайней мере, оскорблёнными почувствуют себя разве что ханжи. Все ребятки замечательно умеют дружить, они чуткие, заботливые и понимающие! Я теперь всегда буду стремиться вызвать в памяти страницы книги «Бумажные города», когда мне случится обходить стороной дворовые компании дебильно ржущих и концентрированно занимающихся всем сразу описанным Грином молодых… друзей. Главное, успеть себе напомнить, что сейчас детишки просто общаются. К примеру, разрабатывают варианты розыска драматично исчезнувшей подружки одного их них. С поправкой на российский колорит, разумеется.

Но вернусь к тексту. Мне чего-то не хватало на всём протяжении истории. Ни любовь, ни дружба, ни флёр от метафоры о «бумажных городах» с плоскими людишками и их мелкими стремлениями не убеждал. До самых последних абзацев никак не удавалось ухватить эту ниточку, зачем (кстати, сам большой любитель всяческих «ниточек») Джон Грин написал свой роман. И лишь финальная точка в книге стала финальной и в моём размышлении об основной составляющей книжки.

Так вот, для меня смысл оказался совсем не детским. И не плоским, и не дешёвым. Я уже упоминала в начале своего отзыва о честности перед собой и отваге в принятии непростых решений двух центральных фигур «Бумажных городов». Осталось лишь немного расширить. Книга о силе духа и способности пожертвовать дорогим. Может быть даже, самым дорогим, на данном этапе жизни. Скучный, но, безусловно, любящий мальчик всеми корками своей души хочет именно эту, не шибко умную, но бесконечно отважную и честную девочку. Она тоже успела многое про себя понять, лишиться пустых иллюзий и «заценить» своего благонадёжного соседа. И что же? Ничего. Не о первой любви книга, а о первой жертве, потере.  

Мы помним сказку про лису и журавля. Желание угостить, конечно, имеется, притом абсолютно искреннее, но только, в силу очевидных причин, никогда не получится хорошо это сделать. А для совместной жизни это едва ли не самое главное. Марго и Квентин могли бы попробовать, соблазн неохватно велик, а порывы юности неумолимы! Но наши дельфин и русалка, огромная благодарность писателю, оказались достаточно мудрыми, чтобы не тратить время впустую, не множить неизбежную горечь разочарования, не душить собственными руками прекрасное светлое полудетское чувство. Пусть оно останется лишь в памяти, но дружбой. Это лучше, чем, если бы в жизни, но болью.

Квентин и Марго — две параллельных реальности, два кусочка, но от разных пазлов, увы. Они — не пара, на разрыв души! И осознание этого с принятием жестокой действительности — неслабый выбор для 18-ти летних. Я бы назвала подобное решение своеобразной прививкой от неудачных отношений в будущем.

Пусть не было в «Бумажных городах» погони, тайны и чуда. Пусть. Но зато есть блистательное авторское наблюдение, ценное читательское открытие и целая жизнь впереди. Прекрасный рассвет для двоих, хоть и каждому — свой.

Людмила ЧЕРНИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика