Не пара, не пара, не пара… Своевременная прививка от неудачных личных отношений во взрослой жизни
Название книги: Бумажные города
Издательство: РИПОЛ Классик
Год издания: 2014
Начну, пожалуй, с того, что аннотация к роману Джона Грина, размещённая в издании, совсем не о том, о чём на самом деле в книге речь. Оно и к лучшему, как оказалось
Когда я выбирала, что почитать, душа просила тайны, роковых событий и забористого сюжета. Потому, конечно, невозможным представлялось пройти мимо обещания интриги («… Марго исчезла (…) Кью бросается в отчаянную погоню, но девушки, которая долгие годы царила в его сердце, на самом деле нет») и чудес («… с каждым человеком в жизни случается какое-то чудо»). Так вот, мистика и страсти никак не охарактеризуют «Бумажные города», здесь всё совсем иначе. Ничуть не хуже, впрочем.
Перед читателем, я бы сказала, хорошая история о взрослении, с героями, буквально рвущимися на экран какой-нибудь молодёжной непретенциозной love story, которая, кстати, сама по себе в романе не так уж важна, но всё повествование подано именно в этом разрезе.
Итак, по порядку. Пусть подростки в этом рассказе увидят то, что увидят. А взрослым я советую поностальгировать по сэлинжеровскому «Над пропастью во ржи» и вспомнить себя совсем юными. Многим это непросто окажется сделать, ибо, конечно, проблемы сытых американских юношей и девушек ничем, на первый взгляд, не напоминают отечественные. Но лишь на первый взгляд. Видите ли, их благополучие позволяет им копаться в себе вовремя, пока мама с папой прикрывают тылы. А мы в массе своей просто вываливаемся во взрослую жизнь, а уж потом, спустя годы (а то и десятилетия!) нет-нет да и получим привет из юности в виде неотработанной дилеммы. И лишь тогда осознаём, что, потрать мы с толком время в 18, не взрастили бы в себе к 40 бомбу замедленного действия, грозящую «рвануть» в любой момент, снеся половину жизни. А ведь всего и надо-то было: понять себя верно, принять как есть и кое-чем пожертвовать. Это самое, чем следовало поступиться, безусловно, выглядело бы до одержимости важным, да, разумеется, и являлось бы таковым… тогда. Но зато позднее могло бы стать своеобразной страховкой от непродуктивных, ранящих, тупиковых отношений, привычно обозначаемых схемой «не сошлись характерами». Чтобы сойтись этими пресловутыми характерами, нужно смотреть в одном направлении (а не друг на друга, как выглядит распространённое заблуждение), быть из одного теста, если хотите. Герои Грина, сами к тому не стремясь, оказались весьма дальновидными. Имею в виду, эти американские подростки, про которых злословят, что они таблицу умножения учат в седьмом классе, ничуть не тупее наших. Во всяком случае, честнее и отважнее. Как мне показалось.
Есть у меня привычка, перед тем как сформулировать своё отношение к книге, ознакомиться сначала с уже имеющимися мнениями. Во-первых, чтобы избежать повторов. А ещё, чтобы заставить себя мыслить как можно шире. Такая игра: найди то, что пока ещё никто не заметил.
Так, о романе Грина писали, что он первый обратил внимание читателя на явление «бумажные города». Ну да, возможно так и есть. Впрочем, для меня «бумажные города» пусть останутся метафорой. Потому что иначе пришлось бы переадресовать книгу из категории для подростков в категорию «6+». Во всяком случае, к 18-ти годам, по моему мнению, всё-таки уже мало кого прельщают нигилистические побеги из чистой постельки да от домашних котлеток в романтические заброшенные постройки со спальным местом в виде куска картона с видом на дырку в крыше и консервами на завтрак, обед и ужин. Вообще, думается, мысли о ночёвках под звёздами оставляют ребёнка примерно в то время, когда он в своём развитии переходит от сказок к, допустим, Достоевскому. Гм-м, может, в том и диссонанс, что американские тинейджеры никогда не переходят?.. Счастливцы, однако.
Ещё писали о книге, что она о первой любви. С множеством сладких вздохов и восклицательных знаков. Что ж, кто-то увидит на страницах и это. Хотя история влюблённого, но рационального и приличного, Квентина и эгоцентричной, прочно застрявшей по развитию в 10-ти летнем возрасте, популярной красавицы Марго ни капельки не напоминает историю о Ромео и Джульетте. Вообще, вся «загадочность» и «небумажность» Марго, которую по капле осознаёт бедняга Квентин, уравновешенный сын психоаналитиков, вызывает улыбку. Добрую, впрочем: пусть девочка самовыражается и ищет себя на все лады, главное, чтоб помогло бедняжке.
А вот ещё был вариант: книга-то ни о чём ином как о дружбе, оказывается! Возможно, это «теплее» всего. Образы героев, американских старшеклассников, бесконечно обаятельны даже в отрицательном своём воплощении, самые злобные из них ничуть не страшны. К тому же, абсолютно безнациональны. Они, без сомнения, легко узнаваемы и даже идентифицируемы. Во всяком случае, хотелось бы так думать. Потому что на страницах книги абсолютно уместны и органично смотрятся молодёжный сленг, пошлые, ниже пояса, шутки, натуралистические описания и подробности, зацикленность мужской части персонажей на отсутствии либо недостатке секса, ведущих к тотальному трёпу лишь о нём одном (буйство гормонов не ведает географии!) Написал автор правдоподобно, и воспринимается всё легко и без обид. По крайней мере, оскорблёнными почувствуют себя разве что ханжи. Все ребятки замечательно умеют дружить, они чуткие, заботливые и понимающие! Я теперь всегда буду стремиться вызвать в памяти страницы книги «Бумажные города», когда мне случится обходить стороной дворовые компании дебильно ржущих и концентрированно занимающихся всем сразу описанным Грином молодых… друзей. Главное, успеть себе напомнить, что сейчас детишки просто общаются. К примеру, разрабатывают варианты розыска драматично исчезнувшей подружки одного их них. С поправкой на российский колорит, разумеется.
Но вернусь к тексту. Мне чего-то не хватало на всём протяжении истории. Ни любовь, ни дружба, ни флёр от метафоры о «бумажных городах» с плоскими людишками и их мелкими стремлениями не убеждал. До самых последних абзацев никак не удавалось ухватить эту ниточку, зачем (кстати, сам большой любитель всяческих «ниточек») Джон Грин написал свой роман. И лишь финальная точка в книге стала финальной и в моём размышлении об основной составляющей книжки.
Так вот, для меня смысл оказался совсем не детским. И не плоским, и не дешёвым. Я уже упоминала в начале своего отзыва о честности перед собой и отваге в принятии непростых решений двух центральных фигур «Бумажных городов». Осталось лишь немного расширить. Книга о силе духа и способности пожертвовать дорогим. Может быть даже, самым дорогим, на данном этапе жизни. Скучный, но, безусловно, любящий мальчик всеми корками своей души хочет именно эту, не шибко умную, но бесконечно отважную и честную девочку. Она тоже успела многое про себя понять, лишиться пустых иллюзий и «заценить» своего благонадёжного соседа. И что же? Ничего. Не о первой любви книга, а о первой жертве, потере.
Мы помним сказку про лису и журавля. Желание угостить, конечно, имеется, притом абсолютно искреннее, но только, в силу очевидных причин, никогда не получится хорошо это сделать. А для совместной жизни это едва ли не самое главное. Марго и Квентин могли бы попробовать, соблазн неохватно велик, а порывы юности неумолимы! Но наши дельфин и русалка, огромная благодарность писателю, оказались достаточно мудрыми, чтобы не тратить время впустую, не множить неизбежную горечь разочарования, не душить собственными руками прекрасное светлое полудетское чувство. Пусть оно останется лишь в памяти, но дружбой. Это лучше, чем, если бы в жизни, но болью.
Квентин и Марго — две параллельных реальности, два кусочка, но от разных пазлов, увы. Они — не пара, на разрыв души! И осознание этого с принятием жестокой действительности — неслабый выбор для 18-ти летних. Я бы назвала подобное решение своеобразной прививкой от неудачных отношений в будущем.
Пусть не было в «Бумажных городах» погони, тайны и чуда. Пусть. Но зато есть блистательное авторское наблюдение, ценное читательское открытие и целая жизнь впереди. Прекрасный рассвет для двоих, хоть и каждому — свой.
Людмила ЧЕРНИКОВА