Виталий Семёнов: «Творчество – это всегда работа над собой и умение из критики выжать максимум полезного»
Молодой одесский прозаик Виталий Семёнов, что называется, беспокойная душа. Человек – не равнодушный к судьбе литературы и отдельных литераторов, настоящий подвижник от культуры. Виталий организовывает литературные вечера в одесском арт-кафе «Город N», и за эту деятельность его знают и уважают в родном городе и далеко за его пределами
— Виталий, как давно вы занимаетесь организацией литературных вечеров, и как родилась эта идея. Расскажите, как всё начиналось?
— Относительно недавно, если говорить о продуктивности подобных мероприятий. Изначально это было попыткой собрать творческих людей в конкретном месте, предоставить сцену, услышать каждого и дать возможность быть услышанным. Я даже и представить себе не мог, что молодёжь так живо откликнется, горячо воспримет и поддержит подобные идеи. Творчество, живо не смотря на прогнозы скептиков, по крайней мере, в Одессе (улыбается).
— Самый первый вечер – помните его? Прошёл ли он на «ура» или «блинчик» был немного «комом»? Кто тогда выступал?
— Конечно же, не без комков. Быть может, оттого, что я жутко переживаю за каждый наш вечер. Не знаю, откуда эта самоуверенность, но я всегда понимаю, когда что-то идёт не так. А в целом, все наши вечера проходят довольно-таки душевно, тепло и плодотворно. Всякий раз, как и я, так и публика открывает для себя новые таланты. Несомненно, это не может не радовать. Я настоятельно советую молодым поэтам работать над собой и не останавливаться на достигнутых результатах – некоторые прислушиваются, и тогда с каждым новым выступлением мы видим, как растёт их творчество, обогащается. Творчество – это всегда работа над собой и умение из критики выжать максимум полезного. Кто огрызается, превознося себя гением, тот со временем исчезает.
— Ваш клуб, насколько известно, пользуется уважением в литературной среде Одессы. А вообще, Одесса – пишущий город? Много ли там литераторов? Кто из них, по-вашему, действительно выдающийся? Живёт ли одесское писательское сообщество в мире и согласии? Встречались ли до открытия ваших вечеров?
— Пока об уважении говорить ещё рано (улыбается). Этого надо заслужить. Но то, что в городе постепенно узнают об арт-кафе «Город N», где собирается творческая молодёжь, проводятся литературные мероприятия, презентации книг, художественные выставки – вещь безоговорочная.
Одесса всегда была и будет городом талантливых людей. Это касается и литературы в том числе. Я сейчас не буду называть громкие имена, о которых вы и сами слышали. Их имена уже давно вписаны в литературу. Мне хочется сказать о молодёжи, о которой ещё никто не слышал, но я с уверенностью могу сказать – в скором времени литература получит своих Бабелей, Багрицких и Катаевых. Пишут здесь многие и пишут хорошо, но, к сожалению, отмечу – их не всегда слышат. Что-то надломилось в литературной среде, и молодёжи приходиться выживать по-своему. Поколение, что старше, не всегда берёт на воспитание юные дарования, а ведь это так важно: поддержать, поругать и дать дельные советы. Из современников, хочу отметить Стаса Домбровского, Моню Рикуна, Вадима Назаренко, Матвея Кшештовского, Сергея Жукова и Бориса Краева. Превосходные поэты. Стас, между прочим, тот самый человек, который дышит не только прекрасными стихами, но и идеями, пытаясь побудить творческую молодёжь к созданию новых проектов. Таких ребят, по моему мнению, необходимо поддерживать на городском уровне, чего, к сожалению, сейчас трудно добиться. Повторюсь, я сейчас говорил о начинающих, но подающих большие надежды поэтов. Их трудно не заметить, тем более выделить.
— Часто ли в Одессе происходят литературные события? Не могли бы вы назвать какие-то наиболее яркие, которые произошли за последнее время? Вы устраиваете только поэтические вечера или приглашаете и прозаиков? Могут ли у вас выступать гости из других городов и стран?
— Особую популярность сейчас в городе получают совместные творческие вечера поэтов и музыкантов к примеру. Получили жизнь литературные дискуссии, вечера, посвящённые творчеству классиков. Я часто слышу, как в обычном кафе ребята читают друг другу стихи и обсуждают любимого поэта. Часто импровизируют. Ещё немного, и Одесса будет спорить с Санкт-Петербургом о звании культурной столицы мира (смеётся). С прозой немного сложнее. Если поэзия всегда отчасти артистизм, то хорошие прозаики предпочитают отмалчиваться и довольно-таки сложно их уговорить прочесть на публике. Но у нас в проекте создание дискуссионных клубов, где ребята могут поделиться творчеством, проанализировать и обсудить свои творения.
И также, мы всегда готовы к встрече с авторами не только из других городов, но и стран. «Город N» всегда рад творческим людям!
— Такие вечера, что они дают людям: и самим героям, и гостям? Кстати, а подобные мероприятия – это накладное дело? Или, наоборот, они приносят какую-то прибыль? Ну, хотя бы окупаются?
— Такие вечера, в первую очередь, дают людям надежду. В нелёгкое для нашей страны время люди понимают, что искусство будет жить вопреки всему, а все беды рано или поздно отступят. Я противник националистических идей, и считаю, что политика во все времена была хорошим козырем в литературе, хотя от этого очень и очень сложно уйти. Попробуйте написать о любви и природе так, чтобы затронуло души читателя? Это я считаю, высшее мастерство. А ступать по оголённым нервам всегда было выгодно и практически беспроигрышно.
Что касается окупаемости, то я предпочитаю умолчать об этом. Один из моих проектов «Поэтический слэм» проходит под девизом – поэт не должен быть голодным. Кое-какие деньги идут с кармана поэтов, кое-что из фонда заведения, и это в целом составляет призовой фонд. О никакой окупаемости и речи не может идти. Всё на чистом энтузиазме. Надеемся, что в скором времени, государство сможет нас услышать.
— Виталий, почему всё-таки вы занялись этой деятельностью? Вы сами прозаик, и есть ли время на организацию подобных мероприятий. Вы настолько горите продвижением современной литературы, что готовы жертвовать временем?
— Как неоднократно я уже говорил, на то, что тебе действительно интересно, время всегда найдётся. Да, порою, бывает сложно из-за полной загрузки. Сейчас работаю над романом, который в скором времени выходит в свет, и стоит ли говорить, как это хлопотно. Хорошо, что поддерживают ребята: приходят, предлагают идеи, свою помощь в организации, и отмечу, что многие из них также заняты другой работой. Это вдохновляет.
— А на каких авторах сами воспитывались? Есть кто-то самый любимый: из классиков и современных?
— Однозначно Фицджеральд, Драйзер, Мопассан. О своих самых любимых авторах, я упомянул в будущей книге:
«…Он всегда знал, что книги лечат. Они как лекарство, и он бы рекомендовал их роженицам вместо демерола. То же происходит и с Чеховым. Всё, что хочешь знать о русском человеке – помещается в двенадцать томов. Чехов
молодец, они оба молодцы. Они с Эрнестом два главных врача, которые снимают всю дурость в голове, когда её становится слишком много. Просто надо взять и читать, страницу за страницей, главу за главой, книгу за книгой и только тогда придёт понимание того, что действительно тебя лечат, медленно накладывая швы на глубокие раны. Всегда знаешь, как отличить хорошую книгу – её растягиваешь, боясь прочитать больше за раз, чем сам себе предназначил, как сладкое лекарство для детей»
— Когда вы поняли, что у вас есть литературные способности? Ваши первые художественные строки – когда они были написаны и когда состоялся ваш творческий дебют?
— Боюсь, я этого до сих пор не понял (смеётся). Я просто занимаюсь тем, что мне приносит удовольствие. Начинал, как и любой прозаик, с рассказов. А относительный дебют состоялся полтора года назад с выходом повести «Эффект Пигмалиона», это и есть более зрелая проба пера. Я постоянно работаю над собой, совершенствуюсь. Благо, у меня есть хорошие наставники, о которых хочу упомянуть в следующем интервью.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА