Оговорки по Фрейду
Название книги: Сестра Зигмунда Фрейда
Есть такой сорт людей – их привлекает то, что находится на втором плане. То, к чему нужно присмотреться, чтобы увидеть. Македонский писатель Гоце Смилевски рассмотрел за яркой фигурой Зигмунда Фрейда стоящую поодаль женщину. Образ, поднесённый к свету, оказался не менее интересным, чем образ её легендарного брата.
Человек склонен верить, что прошедшая эпоха была непременно лучше. Считали так и в Австрии первой половины двадцатого века, думают так и сейчас. Однако человек проходит всё те же метаморфозы: взросление, осознание себя как личности, отделение от семьи, поиски любви…
История жизни Адольфины Фрейд — это существование в замкнутом мире, будто бег на месте. В семье, которая лишь усиливает чувство одиночества и отчуждённости, единственным спасением для неё становится общение с братом.
Зигмунд – проводник в мир интересных историй, а также змей-искуситель, открывающий правду об окружающем. Именно он ведёт сестру в «грязный» квартал, чтобы показать проституток, продающих себя по цене батона хлеба. Именно он помогает избавиться от ребёнка. А позже демонстрирует жестокость, увозя из Вены жену, детей, домработниц, и даже собачку, но только не сестёр. Вторая мировая война… Для евреек поступок Зигмунда становится роковым.
Кроме отношений с братом, в жизни героини есть и противоречивое чувство к матери — привязанность-отторжение. От её нападок и «укусов» она бежит на край света. Краем света становится психиатрическая клиника.
В романе Смилевски обнажаются все шаги взросления Адольфины. Мир, который она прощупывает, и манит, и пугает её. Например, ей не дают покоя мысли о плотской любви. Но они же и отпугивают, когда любимый брат представляется в объятиях чужой женщины.
Гоце Смилевски удалось мастерски написать не только про отношения между людьми, но и про всю эпоху. Двадцатый век был болен двойственной моралью — люди не говорили о запретном, но пускались во все тяжкие. Ярким образом того времени стал художник Густав Климт, который часто подвергался лицемерным нападкам из-за своих откровенных картин. И именно его депрессивная сестра Клара стала близкой подругой Адольфины Фрейд.
Почти всех героев книги связывает ощущение одиночества. Но истоки его разнятся, и автор рисует каждый портрет разными красками. Единственным недостатком романа является использование растиражированных, замыленных стилистических фигур, — слишком часто встречается намеренный повтор слов. Многократное использование этого приёма не усиливает эффект от прочитанного, а скорее дешевит текст – кажется, что писать иначе Гоце просто не умеет.
Но даже этот недочёт не может испортить общего впечатления от книги, — её смело можно назвать одним из лучших образцов современного романа.
Книга «Сестра Зигмунда Фрейда» ещё долго не отпускала меня. Может, потому что я окунулась в Вену первой половины двадцатого века – колыбель почти всех моих любимых художников и писателей. Может быть, потому что вместе с героиней я вновь прошла все этапы взросления, все падения и победы над собой, и не усомнилась ни в одном её шаге…
Дарья ФИЛИППОВА