Есть мозги? Думай! «Родная Кубань»: есть что почитать

В свет вышел первый в 2017 году номер литературно-исторического журнала «Родная Кубань», редакция которого определяет своё творение, как патриотическое издание. Сам по себе факт обнадёживающий, ибо он опровергает стереотип о том, что время «толстых» литературных журналов проходит. Понятно, что людям, делающим «Родную Кубань», приходится прикладывать немало усилий, чтобы не потерять читателя, сохранить постоянную аудиторию.

В нынешний год журнал вступил с новым главным редактором. «Капитанский мостик» издания занял доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Юрий Павлов. Он известен авторством четырёх книг и нескольких сотен статей, посвящённых русской культуре. Павлов сменил не нуждающегося в особом представлении Виктора Лихоносова. Писатель отдал «Родной Кубани» свыше восемнадцати лет жизни.

Новый главный редактор постарался сделать свою дебют необычным и запоминающимся. В Общественный совет журнала привлечены известные люди: Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Владимир Бондаренко, Лидия Сычёва и др.

В реакционном вступлении Павлов пообещал: «Обязательно сделаем так, чтобы «Родная Кубань» в ближайшее время вошла в тройку ведущих патриотических журналов страны — и печататься в ней стало престижным для лучших прозаиков, поэтов, публицистов страны. В 2017 году мы планируем опубликовать разножанровые тексты Станислава Куняева, Вацлава Михальского, Александра Проханова, Юрия Полякова, Веры Галактионовой, Захара Прилепина, Александра Казинцева, Владимира Личутина, Ольги Фокиной, Андрея Фурсова, Владимира Бушина, Лидии Сычёвой, Геннадия Старостенко, Игоря Золотусского, Юрия Лощица, Юрия Козлова, Сергея Шаргунова, Владимира Бондаренко, Бориса Екимова, Николая Дорошенко, Василия Дворцова, Владимира Скифа, Сергея Куняева… И, конечно, в каждом номере будут представлены кубанские авторы. Особое — бережно-требовательное — отношение к молодым талантам гарантируем».

По словам главреда, «для редакции журнала нет запретных тем, но есть темы приоритетные». В качестве таковых указываются «проблемы веры, казачества, образования, культуры, истории, политики, молодёжи». Т.е. перед нами журнал, предназначенный для читателей, придерживающихся патриотическо-консервативных умонастроений. Соответственно, ждать здесь публикаций авторов так называемой «либеральной» направленности не стоит.

Когда читателю попадёт в руки новый номер того или иного журнала, то человек, как правило, первым делом пробегается по странице содержания — в поисках громких имён. В январском номере «Родной Кубани» главным «гвоздём», на который, словно пальто, вешается читательское внимание, служит Захар Прилепин — писатель предоставил журналу для публикации главу из своей книги «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы».

К Прилепину можно относиться по-разному, но даже его недруги, имя коим легион, признают, что личность эта очень яркая. Недавно Захар вновь оказался в центре внимания — после того, как объявил, что едет ополченцем воевать на Донбасс. Его поступок стал причиной ужасного прорыва инферно: сотни, тысячи «либеральных интеллигентов», «приличных людей» требовали давить, стрелять, резать и жечь — Прилепина, «русских фашистов», «вату», «путинобыдло». Новая книга Прилепина нашим «общечеловекам» тоже не может прийтись по нраву: в противовес их крикам о том, что «сегодня Пушкин и Толстой подняли бы голос за демократическую Украину», Захар рисует совсем другую традицию русской литературы — воинскую, патриотическую, оборонческую.

Опубликованная в «Родной Кубани» глава повествует об известном в своё время поэте, драматурге, литературном критике, переводчике, театральном деятеле Павле Катенине. Он был активным участником эпопеи 1812 года и последующих заграничных походов русской армии.

Нет смысла пересказывать прилепинское эссе о Катенине — можно прочесть в журнале. Вот только один маленький, но чрезвычайно характерный отрывок: «Впрочем, далеко не всегда Катенин не прав, в письме к Н.И. Бахтину содержится остроумная реакция на поэму «Войнаровский» Рылеева: «Главное лицо — украинец, племянник Мазепы, сосланный после войны в Якутск. Случайно встречается он там с учёным Миллером и рассказывает ему своё похождение, а напоследок умирает; всё это копии с разных Бейроновых вещей, в стихах по новому покрою; всего чуднее для меня мысль представить подлеца и плута Мазепу каким-то Катоном». Тут русский империалист явил себя во всей красе! Сколько в этих скупых словах ледяной издёвки, какое презрение таится в саркастических формулировках: чего стоит одно его «напоследок умирает»; ну и про Катона, конечно же, — это доныне кажется и актуальным, и грустным…»

Кратко скажем о других материалах номера: интервью с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым (несколько верноподданническое, но довольно информативное); рассказ «Бывшие» известного писателя Вацлава Михальского (о жизни обитателей Подмосковья); произведения москвича Андрея Тимофеева «В тёплых лучах», «У моря», «Первый вечер» (лирические истории из жизни влюблённых пар); «Жульё у моря» Николая Устюжанина (сцена из жизни с участием «лоха» и «кидал»).

В журнале представлена и творческая молодёжь — в лице двадцатидвухлетней Ирины Шейко с рассказами «Благодарная» и «Там, где шумят берёзы».

Поэтический блок представлен именами Юрия Лощица, Николая Зиновьева, Виталия Серкова, Николя Дегтерёва: все они люди заслуженные, стихи их добротные, отмеченные знаком качества — смело можно читать даже в том случае, если не являешься тонким ценителем искусства рифмосложения.

В рубрике «Гость номера» — беседа с замглавредактора «Нашего современника», поэтом и критиком Александром Казинцевым, посвящённая, главным образом, мировой и внутренней политической обстановке. Рассуждения эксперта весьма аргументированы, а выводы — логичны.

Раздел «Основы православной культуры» содержит эссе доктора филологических наук Андрея Безрукова «Духовные основы русской литературы». Суть работы понятна из названия. Безруков обозревает целый ряд представителей отечественной словесности, начиная от просветителей Кирилла и Мефодия и заканчивая великими поэтами и писателями XIX века. Размышления о том, что русская литература-де стоит на фундаменте православия   и отвергает всякий индивидуализм, представляются нам спорными. Особенно, если учесть «уродов в семье» — Даниила Заточника и Андрея Курбского, о которых пишет автор. Эссе довольно точно отображаем мнения той части нашей интеллигенции, для которой триада «православие, самодержавие, народность» до сих пор остаётся самой актуальной из всех концепций.

На страницах журнала филолог Галина Козлова рассуждает об аспектах изучения в школе шекспировских «Ромео и Джульетты»; отец Иоанн (Макаренко) проповедует о дороге к храму; историк Валерий Касьянов рассказывает о давних, ещё античных времён, переплетениях судеб Кубани и Крыма; критик Георгий Соловьёв (недавно ушедший из жизни) разоблачает авторов модного однодневного чтива; публицист Маргарита Синкевич делится мыслями по поводу повести Вацлава Михальского «Катенька».

Номер завершается символически: студентка 4-го курса журналистики КубГУ Инна Басова на примере фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова размышляет о нищете современной вульгарной антихристианской пропаганды, построенной, в значительной степени, на натяжках и глупейших стереотипах.

Послевкусие, в целом, остаётся приятным. Редакция сумела приготовить «пищу для ума» таким образом, что от неё не осталось ни оскомины, ни изжоги. Январский номер «Родной Кубани» даёт хороший шанс загрузить работой мозги тем, у кого они есть.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика