Боль от «Боли»
Название книги: Боль
Издательство: Machaon, Азбука-Аттикус
Год издания: 2014
Модного актёра, режиссёра и драматурга Евгения Гришковца с характерной картавостью не спутаешь ни с кем. Его суждения, порой, резки и безапелляционны. Да и говорит он не всегда красноречиво и убедительно. Может, на бумаге всё выглядит иначе? «Пиши-Читай» поспешил прочитать широко разрекламированный сборник «Боль», который автор, по собственному признанию, писал долгие три года.
«Я считаю, что я принадлежу важному направлению российской гуманистической литературы. Это от Бунина, Чехова», — не без гордости говорит Гришковец сам о себе. С таким настроем, видимо, и следует читать повесть «Непойманный» — главное литературное произведение «болевого» сборника. Лично меня «Непойманный» разочаровал. Сложилось впечатление, что автор опоздал с написанием повести лет на пятнадцать.
Итак, сюжет прост. Два друга Борис и Вадим — не разлей вода. Борис — богатый человек, любитель выпить. У Бориса есть сын Митя, но отец не занимается воспитанием единственного отпрыска. О ребёнке он вспоминает слишком поздно — в 14 лет, отправляя его учиться «за бугор», таким образом, ещё больше отдаляясь от сына. Вадим, у которого тоже проблемы с семьёй, становится свидетелем и непосредственным участником их семейной трагедии. Подозрения Бориса, что Митя, учась за границей, стал наркоманом, подтверждаются. Парень сводит счёты с жизнью…
Сложилось впечатление, что автор опоздал с написанием повести лет на пятнадцать.
Друг Бориса тоже человек небедный (сейчас о простых людях писать немодно): содержит ресторан и клуб, но из-за финансовых трудностей вынужден продать увеселительные заведения. Однако, по настоянию Бориса, в последний момент отказывается от сделки. Ключевым моментом повести является вечеринка у Бориса, когда исчезают 50 тысяч евро отца Мити — именно столько обещал дать взаймы Борис Вадиму для покрытия убытков. «Непойманным» оказался тот самый лучший друг Бориса. Именно он «случайно» вынул из портфеля конверт с деньгами.
Не напоминает сюжет современного российского телевизионного сериала? Краткое содержание пересказать легко, а вот читать 187 страниц художественного произведения «Непойманный» тяжело: нескладные предложения, затянутые ненужные описания, легко угадываемое развитие событий. Кажется, что писал начинающий автор, но не никак не профессиональный писатель — выпускник филфака. Хотя, несомненно, есть и довольно любопытные описания «внутреннего мира героев». Увы, нет чувства языка — этим даром, к сожалению, обладают не многие современные авторы. Судите сами. «Она мудро не стала пытаться соединить их образы жизни в один». «Были времена, и не так уж давно, когда у Вадима была отдельная машина с водителем». «На этот раз Вадим заказал такси с доставкой, ожиданием на месте и обратно». «Проще говоря, звонок из Бориного лагеря поверг Вадима в изумление и непонимание». «Так что музыка закончилась для Мити раз и навсегда по воле отца, а спорт не пошёл. И к 14-ти годам всякие внятные увлечения для Мити исчезли». «Утром Вадим проснулся с тугой головой, похмельными тяжёлыми руками и ногами, но с хорошим взглядом на происходящее, на грядущее и даже на собственное отражение в зеркале».
Рассказы «Боли» — «Ангина и «Палец» — тоже не порадовали. Если в повести есть хоть какой-то смысл, то в этих двух новеллах, на мой взгляд, его просто нет: скучные пространные рассуждения-описания нагоняют тоску. Читать неинтересно. Сюжета как такового нет. В первом рассказе Андрей, от лица которого и ведётся повествование, описывает небольшой кусок своей жизни, связанный с предболезненным состоянием себя любимого: вот он рассказывает читателю о своей жизни «маленького человека», потом летит в самолёте, где знакомится со студенткой, изучающей японскую литературу. При этом простуда не отступает, и Андрей в полубреду видит интересный фантасмагорический сон…
Та же «болезненная» тема в «Пальце»: опять главный герой рассказывает о себе, о своём детстве, о том, что с ранних лет он не понимал, зачем утруждать себя «копанием в земле» на своих шести сотках, не замечал красоты природы. И вот, будучи взрослым и вполне успешным горожанином, ему, бедному, пришлось выехать вместе с сотрудниками своей конторы за город, на «пикник». В автобусе ему сильно прищемили палец- он распух и стал сильно болеть…
Сейчас пришло такое время, когда настоящее плетётся в хвосте у современного.
Что этим хотел сказать оригинальный Гришковец? Показать своё мастерство живописания? Но стоит ли любой литературный эксперимент издавать?
Вывод сего спича тривиален: есть модные писатели, а есть настоящие. Есть настоящая литература, а есть поделки. Хотя, не скрою, написать даже самый маленький рассказ — это трудно и достойно всякой похвалы.
Так что, не гонитесь за модой. Прочитайте что-нибудь действительно стоящее. Хотя бы периодику: есть реально интересные и познавательные статьи, расширяющие кругозор.
На одной из встреч с читателями популярный телеведущий Андрей Максимов сказал, что перестал читать художественную литературу. И объяснил почему: «Открываешь книгу, а там написано: «Она стояла у окна…» Всё, я закрываю такую книгу!» Думаю, следует прислушаться к известному интервьюеру.
Да и как всегда прав наш писатель-сатирик Михаил Жванецкий. На юбилейном концерте в честь своего 80-летия он сказал: «Сейчас пришло такое время, когда настоящее плетётся в хвосте у современного». Видимо, подтверждением его слов была двухчасовая очередь за автографами Евгения Гришковца в одном из центральных книжных магазинов столицы, где недавно и проходила презентации сборника «Боль».
Сергей МИЗЕРКИН