Об измене, эгоизме и душевной пустоте
Название книги: Адюльтер
Издательство: АСТ
Год издания: 2014
Пауло Коэльо — одна из самых значимых персон в современной литературе. Кто-то в восторге от его книг, кто-то считает их сильно переоценёнными, но факт остаётся фактом — их читает весь мир. «Адюльтер» — новинка от Коэльо, которая, к сожалению, лично моих ожиданий не оправдала.
Главная героиня — жительница Женевы по имени Линда. У неё есть всё, о чём мечтает современная женщина — красота, любящий муж, спокойные дети, солидный достаток, уверенность в завтрашнем дне и безопасности. Но — она несчастна. Почему? Она сама ищет ответ на свой вопрос. И находит — по её мнению, рутина и скука являются тем ядом, что отравляет ей жизнь. Очень вовремя Линда встречает Якоба — бывшего одноклассника, который стал успешным политиком. Женщина решается на адюльтер, супружескую измену, ведь именно она, по мнению Линды, способна вернуть краски в её благополучную, но совсем уж серую жизнь.
Повествование в романе ведётся от лица Линды. Автор погружает нас во внутренний мир героини, но, с первых же страниц, этот мир оказывается каким-то очень уж ограниченным. Ей тридцать один год, десять лет брака, двое детей — и взгляд на мир подростка, который только-только вошёл во взрослую жизнь, причём подростка манерного и пытающегося выглядеть старше своих лет. Героиня напоминает не взрослую состоявшуюся женщину, которая страдает от кризиса среднего возраста, а пятнадцатилетнюю девочку, которая обманом попала в бар для взрослых и теперь жеманно курит, пьёт без удовольствия, подкрашивает губы маминой помадой и, пытаясь показаться взрослой, выглядит совсем ребёнком на фоне остальных.
Если рассмотреть внимательно личность героини, картина становится совсем уж неприглядной. Линда — очень поверхностная, сумасбродная, эгоистичная женщина. Она очень любит себя, и искренне не понимает, почему мир не крутится вокруг неё. «Мне завидуют женщины, меня вожделеют мужчины» — эта фраза на первых же страницах книги уже даёт примерное представление о человеке. Героиня называет своё имя, но её муж и дети — безымянные. Просто — муж и дети. И если личность супруга хотя бы в конце немного раскрывается (да и то, через диалог — ему нет места в мыслях Линды), то дети (неразделимые, безличностные) упоминаются за книгу всего пару раз. И это в рассказе женщины, которая искренне называет себя «хорошей матерью».
Нет ничего более скучного, чем лезть во внутренний мир пустого человека
Линда мечется, лелеет своё недовольство жизнью, занимается самокопанием, но во всём этом видна фальшь. Она рассуждает о двойственности человеческой натуры, вспоминает мистера Джекила и доктора Хайда, но выглядит при этом просто капризной и взбалмошной пустышкой. Если честно, по мере чтения закрадываются подозрения в психическом здоровье героини — уж очень уверенно она воспринимает свои поступки, без грани самокритики и малейшей рефлексии. Нет, конечно, театральное: «Ах, как я могла! В кого я превращаюсь!» тут присутствует, но звучит совершенно неискренне. Меня ввёл в ступор эпизод, в котором героиня вспоминает, как когда-то колола булавкой собаку своего бойфренда — просто потому что: «Ненавидела за то, что должна была делить с ней внимание человека, которого любила. А я хотела, чтобы вся его любовь доставалась мне». Вспоминая об этом, героиня совсем не испытывает чувство вины — для неё такое поведение совершенно оправданно.
То, чему собственно посвящена книга — отношения героини с любовником, прописано довольно некрасиво и пусто. Сначала она проявляет инициативу, потом отвергает, затем бегает за ним, в итоге скатывается чуть ли не к угрозам — и оправдывает себя тем, что «безумно влюблена». Правда, любовь эта заключается только в паре постельных сцен — к слову, крайне неприятно и грубо описанных. Отдельно стоит сказать про отношения с женой любовника — тут прослеживается явная аналогия с историей про собаку. Линда страстно желает навредить женщине просто потому, что любовник по-настоящему любит её, а не героиню.
В итоге Линда конечно же находит «просветление», но, после таких глубин грязи, которые она продемонстрировала, выглядит это довольно неубедительно. В чём смысл этой книги? Честно — я не знаю. Я увидела только очень душную и неприятную историю про глупую и эгоистичную женщину, которая возводит в культ свои мелкие страстишки, совершенно не заботясь о других. Темы депрессии, кризиса, тёмных сторон сознания раскрыты очень плохо и поверхностно. Депрессия, которая лечится элементарной эмоциональной встряской — не депрессия вовсе, а обычная хандра, вокруг которой не стоит возводить столько шума.
Конечно, юные девушки обязательно растащат «Адюльтер» на цитаты (уж чем-чем, а цитатами книги Коэльо славятся), но рекомендовать эту книгу я не могу. Нет ничего более скучного, чем лезть во внутренний мир пустого человека.
Кристина МУРАТОВА