Потерянные в Нью-Йорке. Рецензия на роман Гийома Мюссо «Сентрал-парк»
Название книги: "Сентрал-парк"
Издательство: Эксмо
Год издания: 2015
За одну из последних новинок Гийома Мюссо «Сентрал-парк» я принималась с любопытством и приятным предвкушением, уж больно часто в последнее время мне попадалось его имя. Ещё бы — один из самых популярных современных писателей Франции, продавший более 22 миллионов экземпляров книг! Тем более что современная французская проза меня совсем не разочаровывала в последнее время. К сожалению, ожидания не оправдались, а по мере чтения нарастало единственное чувство — недоумение. Чем дальше, тем сильнее.
В завязке своего романа автор сразу бросает нас с места в карьер, обрушивая на читателя тонну тайн и загадок. Однажды утром главная героиня по имени Алиса Шафер открывает глаза и обнаруживает себя на скамейке одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, знаменитого Сентрал-парка, прикованной наручниками к совершенно незнакомому спящему мужчине. Остроту ситуации придаёт тот факт, что Алиса совершенно не помнит, как оказалась в США — ведь она француженка, и прошлый вечер провела в Париже, выпивая с подругами в баре. Далее — пустота. Спутника Алисы зовут Гэбриэлл, он музыкант, американец из Лос-Анджелеса, и прошлым вечером играл на концерте в Дублине. Кто и как перенёс их, совершенно незнакомых людей, через океан, забрав у них деньги и документы? А главное, с какой целью? Ответ может оказаться самым мрачным, ведь Алиса работает в полиции, и несколько лет назад расследовала дело серийного убийцы Эрика Вога, который сыграл в судьбе Алисы самую драматическую роль, и ускользнул. Неужели он решил довести начатое до конца и убить Алису? Но к чему тогда весь этот спектакль? Чтобы выжить, Алисе и её спутнику нужно распутать сложный клубок загадок. А Алисе — ещё и разобраться со своим прошлым.
Весьма интересный сюжет, не правда ли? Самое то, чтобы расслабленно откинуться вечером в кресле с книгой в руке. Но расслабиться так и не удалось. Первое, что бросается в глаза с самых начальных строк, это потрясающая неестественность происходящего. И дело не в сюжете, а в героях, диалогах, их поступках. К середине романа крепнет уверенность, что Мюссо описывает не тот мир, в котором мы живём, а какую-то свою, альтернативную реальность, где люди мыслят и действуют тоже весьма альтернативно. Это мир, где полицейские воруют смартфоны у подростков, совершенно позабыв об отслеживании геолокации, которым, собственно, полиция и занимается. Мир, где вдова, трагически потерявшая и мужа, и ребёнка, и целиком ушедшая в свою весьма важную и престижную работу, считается среди своих родственниц неудачницей только потому, что за целых пару лет так и не удосужилась найти себе парня. Это мир, где беременные женщины, получившие с десяток колотых ударов ножом в восьмимесячный живот, волшебным образом переносятся в больницы и выживают, и это не мешает им в будущем легко беременеть и рожать. А в сочетании с неестественным, опереточным языком диалогов («Не смейте подглядывать, вы, жалкий юбочник!») и обилии романтически загадочного тумана…
В общем, автор явно не утруждался сведением концов с концами. Конечно, на все эти мелочи можно не обращать внимания, но не получается. К тому же, кроме массы несостыковок и нелогичностей, в «Сентрал-парке» есть и ещё один недостаток, не менее серьёзный. Это — вторичность.
Да, сложно в XXI веке требовать от авторов стопроцентного «свежака». Все сюжеты исписаны, все приёмы использованы. Но Мюссо как будто вдохновлялся не классикой, что простительно, и даже не какими-то нашумевшими бестселлерами, что простительно менее. Алиса Шафер отчётливо кажется списанной с героинь нескольких известных телесериалов нордического производства. Циничная и резкая блондинка-детектив, обладающая недюжинным умом и потрясающим полицейским чутьём, имеющая тёмные страницы в прошлом. Нет, я не могу ничего утверждать, но уж больно избитый образ. «Мост», «Тот, кто убивает» — как минимум два сериала с точно такими же блондинками…
Про развязку вообще лучше промолчать. Практически стопроцентное совпадение с одним весьма нашумевшим триллером недавних лет, называть который я не буду, иначе вообще пропадёт вся интрига. Да, это вполне может быть просто совпадением — но воспринимать всерьёз лично мне такой роман трудно. Он полон штампов и клише, но, если не задумываться, вполне подходит для лёгкого чтения зимним вечерочком. Захватывающий сюжет всё-таки есть, неожиданная развязка есть, некое напряжение в развитии сюжета — всё это имеется в наличии. Но, к сожалению, «Сентрал-парк» никак не тянет на самодостаточное и полновесное произведение современной прозы. Это всего лишь интересный, легко идущий детективчик, и, к сожалению, весьма бульварный. Так что больших надежд на него возлагать не стоит.
Кристина МУРАТОВА