Потерянные в Нью-Йорке. Рецензия на роман Гийома Мюссо «Сентрал-парк»

Автор книги: Гийом Мюссо
Название книги: "Сентрал-парк"
Издательство: Эксмо
Год издания: 2015

За одну из последних новинок Гийома Мюссо «Сентрал-парк» я принималась с любопытством и приятным предвкушением, уж больно часто в последнее время мне попадалось его имя. Ещё бы — один из самых популярных современных писателей Франции, продавший более 22 миллионов экземпляров книг! Тем более что современная французская проза меня совсем не разочаровывала в последнее время. К сожалению, ожидания не оправдались, а по мере чтения нарастало единственное чувство — недоумение. Чем дальше, тем сильнее.
В завязке своего романа автор сразу бросает нас с места в карьер, обрушивая на читателя тонну тайн и загадок. Однажды утром главная героиня по имени Алиса Шафер открывает глаза и обнаруживает себя на скамейке одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, знаменитого Сентрал-парка, прикованной наручниками к совершенно незнакомому спящему мужчине. Остроту ситуации придаёт тот факт, что Алиса совершенно не помнит, как оказалась в США — ведь она француженка, и прошлый вечер провела в Париже, выпивая с подругами в баре. Далее — пустота. Спутника Алисы зовут Гэбриэлл, он музыкант, американец из Лос-Анджелеса, и прошлым вечером играл на концерте в Дублине. Кто и как перенёс их, совершенно незнакомых людей, через океан, забрав у них деньги и документы? А главное, с какой целью? Ответ может оказаться самым мрачным, ведь Алиса работает в полиции, и несколько лет назад расследовала дело серийного убийцы Эрика Вога, который сыграл в судьбе Алисы самую драматическую роль, и ускользнул. Неужели он решил довести начатое до конца и убить Алису? Но к чему тогда весь этот спектакль? Чтобы выжить, Алисе и её спутнику нужно распутать сложный клубок загадок. А Алисе — ещё и разобраться со своим прошлым.

Весьма интересный сюжет, не правда ли? Самое то, чтобы расслабленно откинуться вечером в кресле с книгой в руке. Но расслабиться так и не удалось. Первое, что бросается в глаза с самых начальных строк, это потрясающая неестественность происходящего. И дело не в сюжете, а в героях, диалогах, их поступках. К середине романа крепнет уверенность, что Мюссо описывает не тот мир, в котором мы живём, а какую-то свою, альтернативную реальность, где люди мыслят и действуют тоже весьма альтернативно. Это мир, где полицейские воруют смартфоны у подростков, совершенно позабыв об отслеживании геолокации, которым, собственно, полиция и занимается. Мир, где вдова, трагически потерявшая и мужа, и ребёнка, и целиком ушедшая в свою весьма важную и престижную работу, считается среди своих родственниц неудачницей только потому, что за целых пару лет так и не удосужилась найти себе парня. Это мир, где беременные женщины, получившие с десяток колотых ударов ножом в восьмимесячный живот, волшебным образом переносятся в больницы и выживают, и это не мешает им в будущем легко беременеть и рожать. А в сочетании с неестественным, опереточным языком диалогов («Не смейте подглядывать, вы, жалкий юбочник!») и обилии романтически загадочного тумана…

В общем, автор явно не утруждался сведением концов с концами. Конечно, на все эти мелочи можно не обращать внимания, но не получается. К тому же, кроме массы несостыковок и нелогичностей, в «Сентрал-парке» есть и ещё один недостаток, не менее серьёзный. Это — вторичность.

Да, сложно в XXI веке требовать от авторов стопроцентного «свежака». Все сюжеты исписаны, все приёмы использованы. Но Мюссо как будто вдохновлялся  не классикой, что простительно, и даже не какими-то нашумевшими бестселлерами, что простительно менее. Алиса Шафер отчётливо кажется списанной с героинь нескольких известных телесериалов нордического производства. Циничная и резкая блондинка-детектив, обладающая недюжинным умом и потрясающим полицейским чутьём, имеющая тёмные страницы в прошлом. Нет, я не могу ничего утверждать, но уж больно избитый образ. «Мост», «Тот, кто убивает» — как минимум два сериала с точно такими же блондинками…

Про развязку вообще лучше промолчать. Практически стопроцентное совпадение с одним весьма нашумевшим триллером  недавних лет, называть который я не буду, иначе вообще пропадёт вся интрига. Да, это вполне может быть просто совпадением — но воспринимать всерьёз лично мне такой роман трудно. Он полон штампов и клише, но, если не задумываться, вполне подходит для лёгкого чтения зимним вечерочком. Захватывающий сюжет всё-таки есть, неожиданная развязка есть, некое напряжение в развитии сюжета — всё это имеется в наличии. Но, к сожалению, «Сентрал-парк» никак не тянет на самодостаточное и полновесное произведение современной прозы. Это всего лишь интересный, легко идущий детективчик, и, к сожалению, весьма бульварный. Так что больших надежд на него возлагать не стоит.

Кристина МУРАТОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика