Папа у Васи силён в… рисовании! Но что же умеет мама?..
Название книги: Дневник мамы первоклассника
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2014
Ох, уж эта мамско-детская тема… У кого есть дети, скажем так, возрастом «вокруг первого класса», мимо не пройдут. Одни захотят вспомнить, другие — сравнить, а третьи — узнать, к чему готовиться. Только творение журналистки Маши Трауб — не лучший выбор, увы. Мне даже кажется, что достойного выбора на эту тему вообще не предлагается. Знаете, почему? Потому что такую книгу могла бы написать лишь мама, с этим, думаю, все согласятся. И вот именно здесь начинается противоречие. Однажды к своей профессии, какой бы она ни была, женщина добавляет ещё одну — быть мамой. И на многие годы, без отпусков и выходных, эта тема становится главной и ведущей. Где уж тут книжки писать?.. Ну, если, конечно, вы не Маша Трауб
Впрочем, справедливости ради, отмечу, что «Дневник мамы первоклассника» — совсем никакая не литература. От журналиста ожидалось большего, хотя бы на уровне оригинальных мыслей, среднего анализа. Перед читателем именно что дневник, наподобие сетевых огрызков, на коленке созданный и перед публикацией не причёсанный. Халтура. Но обаятельная. Основная читательская аудитория — мамашки, а они не все с учёными степенями, зато вот детки отказываются делать уроки практически все. Так что… Был бы спрос (а он есть, книжица-то не нова, переиздана спустя лет семь), а «Дневник…» — пустое вам, читатели, предложение. Автор с удовольствием и другие предложения сделает. И ещё не раз. И темы поменяет. Заняться-то всё равно больше нечем.
Многие прочитавшие отмечают, что написано легко и с большим юмором. Знаете, я бы подкорректировала: написано не легко, а примитивно, а вместо юмора — потуги выглядеть остроумной, развлечь скучающих. Продукт в итоге смотрится убого. Всё у автора какое-то неживое, ненастоящее, всё перепутанное. Невольно вопрошаешь, зачем она на ходу придумывала все эти нелепицы, гиперболизировала, пыталась смеяться в тех местах, где имеется законный повод озаботиться, задуматься, приложить какое-то усилие, чтобы постараться повлиять на больную ситуацию? Не в книжке, в реальной жизни первый класс её ребёнка вообще прошёл мимо? Ей совсем нечего вспомнить? Вероятно, да. Мама отсутствовала или, как водится, спала. Потому и получился Вася насквозь искусственным, автору не хватило способностей сделать образ ребёнка хотя бы логичным. Грустно. Но удивляться всё-таки нечему.
Максимум нагрузки автора «Дневника…» знаете, в чём выражается? Додуматься притащить сваренные няней щи в комнату своему гениальному отпрыску, чтобы он их там, как и полагается по закону жанра, благополучно опрокинул, залив и забрызгав множество важных вещей! Господи, если уж ты не готовишь еду и убирать последствия бездумного разгильдяйства также придётся помощнице Кате, то, может быть, стоит действительно побыть хотя бы нормальной мамой? Например, начать с приучения своего отпрыска кушать за столом? Риторический вопрос, к сожалению.
Да, вот такая она, эта мама Маша. Как хорошо просто любить своего ребёнка, а воспитается он сам. Как и вообще все бытовые проблемы разрешатся сами. Ну или почти. Маша Трауб окружена работниками невидимого фронта, ей вообще особо заморачиваться не стоит. Вот она и призывает читателя отдохнуть вместе с ней. И представляет себя катастрофически никчёмной, а заодно и всех прочих родителей из класса, в котором учится сын, — на медные деньги учёными. Автор вообще столько раз села в калошу по части академического образования, что даже стало стыдно за МГИМО, которое, по некоторым источникам, и взрастило Машу. Моё образование не столь солидное, но с радостью для себя отметила, что я ещё помню главную задачу школы — научить ребёнка думать. И вряд ли в первом классе, когда дети ещё только нарабатывают навык чтения, так уж важно знать, кто написал «Красную шапочку» и что сочинил Успенский. А вот маме-писательнице действительно не грех было бы помнить, что именно «зима недаром злится», а не весна. Кроме того, не без гордости за себя замечу, что спустя три десятилетия, в отличие от Маши, помню как про глухие и звонкие, так и про мягкие и твёрдые согласные, а также не испытываю затруднений с нахождением в предложении подлежащего. Впрочем, автор смеётся. Над невежеством родителей вообще и над своим, в частности. Огромнейший бонус незатейливому произведеньицу.
Вообще, в тексте аховое количество накладок по части именно того, чем же занимается первоклассник в школе. Тут поневоле усомнишься, а есть ли у Маши Трауб дети. И т.к. я знаю, что есть, то оказываешься и вовсе в тупике. Может быть, надёжнее справиться о делах в школе у няни? Заодно предложить ей смотивировать Васю сесть за учебники? Почему-то верится, что у неё получится лучше.
Позволю себе немного отвлечься от основной мысли, развив приоритет второстепенной. Подумалось вдруг, а не написала бы вообще книгу про первоклассника домработница Катя? Не исключено, у неё вышло бы и естественней, и смешней. Хотя бы потому, что она знает, где в доме автора лежит язычок от колокольчика.
Однако вернусь к «косякам» по части Васиного образования, как его придумала мама. Например, ребёнок то аж сочинения пишет, которые пусть лишь мама с учительницей понимают, но всё же! То едва учится умещать на строчке «Маша ела кашу» (или как-то в этом роде, за точность цитаты не поручусь). А потом и вовсе обнаруживает повадки юного дарования: записывает на обороте то, что боится забыть. Вроде как конспект. Ага, в первом классе, ну вы понимаете.
Если отступить от занятий непосредственно и обратиться просто к описанию будней семьи и ребёнка, то и там… ни о чём. Предполагалось, что должно быть курьёзно, а вышло… неинтересно. Неоднократный педикулёз за учебный год. В каком месте смеяться? Представляя, как писательница моет голову специальным шампунем? Или недоумевая, почему нужно таить сие происшествие от школьной администрации как тайну мадридского двора? Запозорят и выставят вон как очаг заразы? Риск, конечно, существует. Но и самим-то зачем уж так держаться за вшивое (в прямом, в данном случае, смысле) заведение? Предположу ответ ниже.
Пришло время подбросить последнюю ложечку дёгтя несогласия, а потом примусь хвалить. Не буду оригинальной, если скажу, что взбесили школьные поборы. Это зло наших дней ни для кого не новость, думаю. Отношение мамы Васи впечатлило: ей смешно. Не более того. Вместе со сворой других родителей (под предводительством мамы-активистки), рисующих ночами деньги, она чудненько «выдавила» с собрания единственного восставшего папу, у которого, видно, станок сломался. Но ведь госпожа Трауб видная персона. Попробовать поискать справедливость — могло бы стать её звёздным часом. В конце концов, это же её первая профессия, тем более что со второй получается как-то не очень. Неужели Маша, в самом деле, так напугана, что её удивительного Васю, жонглирующего учёными терминами, оперирующего словом «констатирую» и поясняющего фразу «цепь трагических случайностей» не примут в приличную школу, но другую? Хотя, простите, конечно, я понимаю, что другая ей не нужна. Ибо именно эта, с кулером в классной комнате, одиночными партами и диванами в коридорах, — первая ступенька к тому, чтобы иметь шанс высыпаться во взрослой жизни. Уважаемая автор, вы совсем-совсем не глупы. Потому пора переходить к тому, что в характере мамы Васи и книжке о её буднях ценного.
Итак, «Дневник…» учит, на мой взгляд, тому, что худо-бедно выжить, не утратив собственной личности и веры в человечество, родительнице первоклассника можно лишь посредством пофигизма. Автор — эталон сего мудрого и выгодного явления. Читайте прозу Маши Трауб и учитесь. Поверьте, это самое главное, залог здоровья, если хотите. Вася вот учится у мамы этому полезному искусству, и вместе они составляют потрясающий тандем. А вот Васин папа выбивается из компании. Напрягается он как-то очень. Оно и понятно, кому-то же надо решать проблемы, раз жена и сын устранились.
Завершая, хотела бы пожелать автору: творите! Лишь не стремитесь, чтобы было живенько. Дело в том, что в отсутствие искренности и реального опыта стремление потешить публику превращается в безвкусицу и макулатуру. Счастья вам и вашим детям. Мужу — здоровья, сил и терпения.
Людмила ЧЕРНИКОВА