Дьявол в деталях
Название книги: Мифы об эволюции человека
Издательство: Альпина нон-фикшн
Год издания: 2015
В книге научного журналиста и популяризатора научного знания Александра Соколова «развенчиваются» шестьдесят пять мифов, возникших вокруг антропогенеза — науки, изучающей происхождение и эволюцию человека
«Чаще всего миф рождается там, где кончается знание», — пишет автор, и здесь есть две проблемы. С одной стороны, печально, если чего-либо не знает конкретный человек и, не зная, не желая узнать, спорит, доказывает, выступает по телевизору, пишет статьи и вводит в заблуждение других. С другой стороны, есть предел, у которого заканчиваются знания всего человечества. И вот тут, где заканчивается знание и «начинается неведомое», и рождаются мифы.
Соколов сразу подчёркивает, что всё написанное здесь основано строго на научных данных, согласно которым нет никаких сомнений в правдивости теории Дарвина и в том, что человек произошёл от обезьяны. Это утверждается и на сайте «Антропогенез.ру», созданном тем же автором. Соколов ведёт беспощадную информационную войну против шарлатанов, дилетантов, выдумщиков, склонных всё низводить до схематичных или, наоборот, слишком живописных картинок, кристально ясных и простых, но, как правило, неверных, а также против паранаучных исследований и просто фантазий — ярких и красивых, но не имеющих ничего общего с серьёзным научным знанием. Этот сайт (и книга как часть проекта) — для тех, кто «отдаёт предпочтение естественно-научному подходу» и верит в то, что «истина в науке — существует». Но это не значит, что людям, придерживающимся других теорий происхождения человечества, а также скептикам и агностикам книга не будет интересна, напротив, они найдут в ней и очаровательные истории, и повод для спора, и информацию к размышлению, и подробный анализ того, как гипотезы однажды превращаются или в мифы, или в строгое научное знание. У автора есть чему поучиться в деле ведения логически обоснованной и одновременно страстной дискуссии. К тому же шестьдесят пять довольно коротких и ёмких глав прекрасно написаны — основательно, с юмором, с доказательными примерами и с примерами «от обратного», с множеством замечательных цитат не только из научной, но и из художественной литературы.
Соколов рассматривает всю палитру неверных представлений — как давно опровергнутых, так и возникших совсем недавно. В каком-то смысле интересно не столько то, как автор разоблачает обман, сколько сам механизм возникновения мифов. Ещё интереснее подробный рассказ, продолжающийся из главы в главу, о том, как работает наука и каковы её сегодняшние границы — где однозначно доказанные и принятые факты, а где лишь гипотезы и предположения. Мифы, с которыми борется автор, можно условно разделить на три типа: основанные на устаревших или изначально неверных данных, опровергнутых современной наукой, но крепко засевших в голове; зародившиеся в СМИ, литературе и кино (медиа-мифы) и, наконец, заблуждения, коренящиеся в человеческом высокомерии и гордыне по отношению к нашим несовершенным предкам и даже к современным людям других рас. К самой забавной категории — медиа-мифам — относится идея, что наши предки жили вместе с динозаврами и что первобытные люди «ходили замотанные в шкуры и с дубиной в руке», и это замечательно обыграно в иллюстрации на обложке книги, где изображён упакованный в меха неандерталец с дубиной верхом на тиранозавре (под вполне современным кожаным седлом и с уздечкой). Встречаются мифы и весьма близкие к научным реалиям, но упрощающие и оттого искажающие их, тогда как для науки важны именно мелочи, тонкости, нюансы, а «споры ведутся о деталях деталей». Дьявол ведь кроется в деталях, постоянно вспоминает Соколов известную поговорку.
Важно для автора и понимание, кто есть авторитет в данной области (сам он, кстати, — прекрасно осведомлённый, с трепетом относящийся к теме, но всё же дилетант, так как по образованию математик, по факту — специалист в области рекламы, PR и интернет-технологий). Не отрицая своей, скорее, популяризаторской роли — очень важной для науки, о чём говорят многие учёные, стремящиеся донести до обычного человека сложную систему знаний через качественную научно-популярную литературу и журналистику, — Соколов опирается на знания «малого большинства» специалистов, то есть учёных — профессионалов, которые много лет занимаются исследованиями в этой сфере, имеют публикации и научные достижения.
Автор защищает предков, как родных. То есть почему «как»? Для него они и есть родные, будь то гоминиды или человекообразные обезьяны. Он восхищён проделанным путём, называемым «эволюция»: «Я, человек, стою на одной из ступеней бесконечной лестницы и чувствую на своей спине пронзительные взгляды предков. Сначала косматые, а потом гладкокожие, сначала четвероногие, а потом двуногие, они боролись, созидали, ошибались, в конце концов, обращались в прах и всё же умудрялись двигаться вверх, чтобы спустя века я, Человек-Потомок-Обезьяны, мог в тиши своей комнаты стучать по клавишам компьютера и писать эту книгу…»
Поэтому с особым чувством он развенчивает мифы, утверждающие, что человек — венец творения, что Африку признают родиной только из толерантности, что австралопитеки — обычные обезьяны и вообще человек из обезьяны получиться не мог, и другие, отрицающие эволюцию как постепенный переход от примитивной жизни животного к нашей высокоразвитой цивилизации. С присущим ему юмором Соколов напоминает нам, что, конечно, «как обезьяна превращается в человека, мы не видим, а чтобы увидеть, как человек превращается в обезьяну, достаточно выйти вечером на улицу в спальном районе любого российского города». Что ж, популяризация научного знания, особенно касающегося столь далёкого прошлого, что, как считают многие, изучить его просто невозможно, — важная часть нашего общего образования, а соглашаться с наукой или спорить с ней, верить в неё или во что-то другое — личное дело каждого.
Дарья ЛЕБЕДЕВА