Бес в ребро и ничего более. Открытое письмо ловцу юности

Автор книги: Фредерик Бегбедер
Название книги: Уна & Сэлинджер
Издательство: Азбука
Год издания: 2015

Вот, что значит иметь имя! Вернее, сделать себе имя на историях про забавы под экстази, каникулы в отключке и меткое наблюдение о сроке годности любви. Но там пацан Бегбедер развлекался, а тут постаревший подросток… влюбился сам! В некую Уну, давно почившую и знаменитую главным образом тем, что она — дочь нобелевского лауреата и жена голливудской легенды. Бывает же! А я однажды влюбилась в Кларка Гейбла, книжку писать не стала, хотя уж так-то накорябать смогла точно, только кто ж меня напечатает и похвалит, я же не Фредерик-звезда…
Начну эту рецензию с извинений, уважаемый автор. Простите, но какая же скучища этот «выдуманный», псевдобиографический, роман о первой любви Сэлинжера! Самолюбование, назидание, обобщаемость необобщаемого, даже чисто художественная неуклюжесть шустренького некогда француза.

Господин Бегбедер, Вы же пишете художественную книгу, достоверных документальных источников у вас всё равно не было в распоряжении, так и сделать следовало, прежде всего, художественно: типажи, герои, раскрытие образов, декларация идей через символичность событий, а не одни лишь имена знаменитостей, ведь имя — ещё не характер, оно — плоская картонка. С куда большой пользой для себя читатель обратится к настоящим биографиям Юджина О*Нила, Трумена Капоте, Чарли Чаплина, Эрнеста Хемингуэя, да и самого Сэлинджера.

Разве справедливо спекулировать на именах, если Вы просто не нашли более удобного формата, чтобы выказать своё преклонение перед американским классиком или не в состоянии сочинить добротную любовную историю, в которую хотелось бы и поверить и прослезиться без оглядки на стыд оказаться излишне сентиментальным. Право слово, сцены петтинга между Джерри и Уной образца 1940-го — «искусство»! Пожалуй, это единственное из пёстрого набора нелепостей скромного размера книжицы, чего не забыть. И не потому, что сие — сумасшедшая авторская находка, отнюдь. Но я от души смеялась! Спасибо. Хотя подозреваю, что цель Ваша была иной. Например, тронуть нежностью. Однако и повеселиться — неплохо тоже.

Если же, дорогой Фредерик, почувствовали себя, наконец, достаточно серьёзным, чтоб заговорить о войне, то… вам ещё очень долго следует тренироваться. Начните, допустим, с переосмысления романов Ремарка хотя бы. Позднее почитаете кого-нибудь из русских авторов, также воевавших, но уже как раз во Вторую Мировую, о которой вы и взялись рассказывать. Возможно, вы поймёте, что как-то мало по-мужски выглядит… жаловаться и ныть, концентрируясь на личных переживаниях сверх меры. Это основное. Мой дед, прошедший Великую Отечественную, рассказывал о ней примерно так, как я впоследствии читала у настоящих писателей-фронтовиков. Но никогда о том, как ему там было м-м-м… дискомфортно. Или о том, как его не отпускали подленькие мыслишки о знакомой девушке, которая сейчас, должно быть, сытнее, чем он сам кушает или смеётся как раз в тот момент, когда он до крайности серьёзно дерётся с неприятелем. Писать пространные горестные письма времени, если Вы не знали, особо не было. Кроме того, он как-то не чувствовал себя глубоко травмированным и навеки покалеченным психологически. Бывало, конечно, у кого и «сносило крышу», от страха ли, либо боли, но со статистикой Вы уж явно преувеличили, простите. Так что — да, на войне — не на курорте, уважаемый автор, это — не новость. Только говорить об этом имеет смысл (для формирования у читающего соответственного отношения) иначе. Не так, чтоб сквозило со страниц одно лишь ваше самолюбование и превозношение великого «подростка», вашего кумира Джерома Сэлинджера.

По поводу кумира. Мне, в принципе, нравилась история «Над пропастью во ржи», но после Ваших обобщений в книге о его любви-нелюбови как-то даже засомневалась. Признаюсь, правда, что и читала я её в шестнадцать лет, возможно оттого и не додумалась, что автор, оказывается, стал основоположником философии о разделении мира на взрослых в жёстких воротничках и вечных бунтарей, которые до старости как дети. Получается, что недоразвитые безответственные типчики, хулиганящие почём зря до седых волос, получили благословение от самого Сэлинджера ещё в году тысяча девятьсот лохматом. Браво! Какое ценное прочтение!

Уна, пишете Вы, была последней возлюбленной-ровесницей Сэлинджера. Ну, да. Она впоследствии в лице Чарли Чаплина обрела «папку», столь страстно всё детство желаемого и на роль коего ещё один американский классик, почитающий себя свободным творцом, — Юджин О*Нил — совершенно не годился. Это психиатрический факт: действительно некоторые женщины обретают счастье с «папиками».

Но вот про патологию Сэлинджера и Вашу… Тут излишне обращаться в «клинику», народ много раньше нашёл название явлению неискоренимого кобелизма. Оно называется «бес в ребро». Это когда лет с сорока мужчина начинает менять одну свою музу — на следующую… моложе. Затем молодую — на ещё моложе, потом «зелёную» — на практически нимфетку. Банальные «ходоки», таким образом, самообольщаются, полагая, что обретаемое в пользование молодое женское тело — страховка от надвигающейся старости. Кстати, допустимы варианты недуга. Можно и не менять пассий каждую пятилетку, а сделать ход конём: в предпенсионном и далее возрасте выбрать… старшеклассницу! Уж до её-то морщин ты вряд ли доживёшь, а, значит, ничто не оскорбит эстетического чувства «подростка» с сыплющимся песком, это раз. Заодно приобретается иллюзорная гарантия тонизирующего общения (можно и под экстази) с ровесниками жены, это два. А что ещё нужно «бунтарю»? Только не рассказывайте этому антагонисту мира взрослых об ответственности — он, скорее всего, с понятием таким не знаком…

А в целом, господин Бегбедер, Вы пусть и не выросли из коротких штанишек, но хотя бы честны. Ваши обобщения, хотя наивны и однобоки, но местами наблюдения, послужившие для них основой, весьма занимательны. Например, Вами подмечено, что карьера Чарли Чаплина, по сути, завершилась как раз браком с малолетней Уной.  Вот и Сэлинджер, как заперся в своей глуши, где несколько раз поменял «молодух», так и тоже как-то иссяк, за тридцать лет — ничего не создано. А веду я к тому, что Вы, уважаемый автор, не только честны, но ещё и бесстрашны.

Вы написали, что счастливы, обретя свою юную Лару. Да и мечтаете уже теперь не о литературных лаврах, а о релаксации в гамаке с благополучно настигнутой юностью в лице красавицы-спутницы… Означает ли сей факт, что читателю не стоит ожидать новых встреч с вашим творчеством? Знаете, раз вы честны, то позволю себе и я.

Если так, как выглядит на выходе создававшаяся несколько лет миниатюрная «Уна…» (даже жанр этого писания не поддаётся определению) или подобно ей, будут выглядеть ваши последующие произведения, то лучше больше и не надо… радовать нас новым. Отдыхайте и любите свою Лару. И дай Бог, чтобы срок, который вы отвели этому прекрасному чувству (может статься, пребывая под экстази или в коме), и которое так беспомощно описали в своей последней книге, оказался… чушью. Не более чем трёпом вечного пацана, предававшегося на всём протяжении творческого пути любимому занятию — любованию собой, великим и стремящимся в юность Фредериком Бегбедером.

Более не Ваша поклонница

Людмила ЧЕРНИКОВА     

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика