Приплыли… Три недели дрейфа в океане и судебное разбирательство. И всё зря?
Название книги: Шлюпка
Издательство: Азбука
Год издания: 2012
Рекомендации прочитать сие уже не новое творение – от самых именитых персон. Аннотации к изданию дух захватывают. Потому и ожидался если и не шедевр, то откровение, дарующее новое знание о жизни уж точно. Однако после прочтения, да ещё и по прошествии времени, которое я по возможности стараюсь отвести на «укладку» в сознании, должна сказать, что в данной нашумевшей «Шлюпке» вообще с трудом удаётся рассмотреть хоть сколько-нибудь удобоваримый смысл. Если сказать жёстче, то его попросту нет. Я оцениваю книгу либо как опыты пятиклассницы, вдохновившейся трагедией «Титаника», либо… как мистификацию. Неразгаданную, увы. А потому – абсолютно неинтересную.
Взрыв на борту океанского лайнера. Паника, эвакуация пассажиров в шлюпки. И вот 39 человек на водной глади, между Европой и Америкой, должно начаться их… да, выживание. Примечательно, не до конца ещё спасённым сказочно повезло: в их плавсредстве обнаруживается профессиональный моряк! Молились бы на него. И молились бы, но у Шарлотты Роган были другие планы.
А планов у писательницы – и впрямь громадьё. Она даёт читателю множество затравок на неоднозначность всего произошедшего. И каждую обещает объяснить. Но… либо забывает, и тогда перед нами – школьница. Либо даёт понять, сколь на самом деле всё теряет смысл на фоне центральной идеи о том, на что способна человеческая сущность, когда дело доходит до экстрима в открытом море. И тогда – читатель вообще зря потратит время, потому что ничего сколько-нибудь внятного госпожа Роган на этот счёт так и не произнесёт. Как сегодня говорят, косяк на косяке. Ни тебе раскрытия образов героев (вообще всех, включая весьма мутную главную – Грейс), ни напряжённости в развёртывании событий, ни моральных открытий, поразивших бы неожиданностью, либо хоть неизбитостью.
И вот продираешься ты сквозь этот экзерсис писательницы, и всё ожидаешь, когда же уже эту честную компанию, непонятно по какому принципу автором собранную, спасут? Ну или когда же уже акулы съедят? Не принципиален финал, вовлеченность эмоциональная нулевая. К этому моменту читатель уже отчаялся узнать про сокровища, перевозившиеся на борту «Императрицы Александры», про то, что прячет в бочонках якобы с пресной водой моряк Харди, про то, кто такой страшный и кровожадный Блейк, да даже уже и про интригу с собственно взрывом. Одним словом, всё равно. Давайте скорей заканчивать, иначе для чего же автор всё это затевала? Думаю, что стоит спросить её об этом напрямую, потому что читателю будет отказано наряду со всем остальным и в главном: он не узнает, как именно спаслись бедолаги после того, как две странные бабы, не без помощи скользкой Грейс, захватили власть в шлюпке.
Однако будет ещё и суд. Спасшихся будут судить! Причём процесс построен так, что чёртовы тётки вынуждены оправдываться именно что за свой моральный облик. Или за то, какие неблагоприятные изменения он претерпел за время трёхнедельного дрейфа в океане. Но читатель и этого не сможет оценить, ведь никто из героев не показан в развитии. Все они как из пены морской вынырнули: кто, зачем, откуда, почему? Даже Грейс Винтер. Если её противоречивость намеренна, то… снова мимо, ведь разгадки не наступает. Не в её пользу. Ибо особа она – чрезвычайно пустая, её терзания не цепляют, а нравственные муки… так просто смешны. Декорации, которые Роган выбрала для своей пустоты, не новы. И тем обидней, что это единственное, что есть настоящего в книге. Всё остальное – пшик, воздушный шарик, полный провал. И начался он, по здравом размышлении, уже очень вскоре после посадки пассажиров в шлюпку. Они ещё не обалдели от многодневного плавания в режиме то вспыхивающих, то рушащихся в прах надежд на спасение. Но уже сейчас, практически на старте, никто из них не отдал своего места в перегруженной шлюпке барахтающемуся плачущему малышу, вцепившемуся в обломок погибающего судна. Никто. Уже тогда подумалось, что не хотела бы я начинать своё «выживание» по соседству с четырьмя десятками гадин.
Может статься, в том и мистификация «Шлюпки»? Не от неумения автор не прописала персонажей «до», «во время», «после»? А просто там прописывать нечего? Они неинтересны, ибо им что экстремальная ситуация, что комфорт, они, как выясняется, в подавляющем большинстве — шкуры, время ещё на них тратить. Это плавание никак не могло их изменить, ведь даже ещё и не понюхав жареного, они уже расписались в нравственной инвалидности… Однако, конечно, сие лишь предположение, изрядно притянутое за уши, предпринятое в тщетной попытке сказать что-то хорошее о книге, которая оставила равнодушной.
В целом, вся эта история с трагичной основой смотрится подростком с дельными задатками. Бывает, что ребёнок вырастает, а задатки так и не реализуются. И тогда это полбеды. Настоящая беда – подросток так и не становится взрослым вовсе. От чего к чему приплыла Грейс Винтер и сотоварищи? О чём вела рассказ Шарлотта Роган? И, главное, к чему привела? «Шлюпка» — не плохая книга, она – ни о чём. Подросток вовсе не вырос. Жаль несбывшихся ожиданий.
Людмила ЧЕРНИКОВА