Детская безграмотность
Польское издание «wSieci» опубликовало статью о подрастающем поколении. Оказалось, дети с лёгкостью обращаются с планшетами, но имеют проблемы с чтением и письмом. Возможно, стоит последовать примеру Билла Гейтса и Стива Джобса? Не зря же они дозировали доступ своих чад к новым технологиям…
По сети гуляет такая картинка. Рядом сидят дедушка и внук. Внук спрашивает: «Вау, это похоже на смс, только больше букв, как это называется?» «Книжка, внучок, книжка», — отвечает дедушка. И подпись: «Прогресс не всегда движется в нужном направлении».
Ситуация, возможно, забавная, но, к сожалению, очень реальная. Современные дети знают, как «передвигать экран» на планшете и пользоваться меню, но не способны построить конструкцию из кубиков. «Дети глупеют из-за современных технологий», — бьёт в набат Британская ассоциация учителей и преподавателей. Дети не только медленнее учатся писать, но вообще не испытывают такой потребности. «Ведь зачем это делать, если достаточно провести пальцем по экрану или щёлкнуть мышкой, чтобы найти то, что ищешь?» — вторят польские учителя.
Опасный гаджет
Выдвигая аргументы в пользу необходимости отправить в школу шестилеток, профессор Лукаш Турский из Центра теоретической физики Польской академии наук как-то рассказывал: «Мой внук, которому ещё нет трёх, который ещё не пишет и плохо говорит, приходит ко мне в комнату, берёт мой iPad и быстро находит всё. Он знает, как его включить, где лежат детские фильмы, как поиграть с кошкой, как сделать, чтобы кошка прыгала и т.д. Это уже гражданин нового мира».
Восторгающиеся прогрессом и мифическим «духом времени» взрослые для собственного спокойствия, чтобы справиться с капризничающим ребёнком, позволяют ему пользоваться своими мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Но и это ещё не всё: поддавшись рекламе, боясь запустить развитие своего ребёнка, они покупают специальные планшеты, предназначенные для самых маленьких. В результате трёхлетний ребёнок действительно умеет пользоваться слишком сложным для своей бабушки прибором, но не знает, как соединить четыре элемента паззла.
По данным британских учёных, цифровые технологии нарушают у детей развитие моторных способностей. Дети самого младшего возраста проводят, играя с гаджетами, много часов, а от этого страдает ловкость их пальцев и память. Учителя в связи с этим наблюдают тревожное явление: ученики всё чаще не способны от руки заполнить тест.
Как тут сконцентрируешься?
Похожая ситуация наблюдается в Польше. «Раньше дети быстро учились в детском саду печатным буквам и не могли дождаться, когда пойдут в школу и научатся писать. Теперь они всё чаще не знают букв и, что хуже всего, не хотят их учить. Письмо перестало быть для них привлекательным. Зато они без проблем находят в планшете любимую игру. Всё это изменилось за последние 10 лет, пропасть уже огромна», — рассказывала учительница начальных классов Ивона Леманьска. «Планшеты и смартфоны по своей природе рассеивают внимание человека — как взрослого, так и ребёнка. Это вызвано чрезмерным количеством раздражителей, которые они предлагают (цветные картинки, фильмы, ссылки) и возможностью быстро переходить от одного типа информации к другому (нажимая на гиперссылку). Между тем развитие ребёнка происходит в первую очередь посредством сосредоточенности на конкретном занятии, которое часто требует терпения и приложения больших усилий.
Именно такую деятельность обеспечивает рассматривание, а позже чтение книг, раскрашивание картинок, складывание кубиков. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учёбой. Чтобы научиться читать и писать, а также считать, ребёнок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Электронные гаджеты полностью поглощают детское внимание, но не учат концентрации», — объясняет Януш Вардак- инициатор акции «Меньше экрана, больше семьи», глава Семейной академии и заместитель директора по воспитательной работе школы Żagle Общества Sternik.
Ручка как враг
Сегодня ученики часто не умеют даже держать ручку, а завязывание шнурков или застёгивание пуговиц превращается для них в сложную задачу. «Ошибка бездумных поборников электронных форм заключается в смешении знака (буквы или звука), значения и контекста. Чем более искусственен знак, тем слабее он задействует разные части мозга, взаимодействие полушарий, так называемую мышечную память. То есть в дальнейшей перспективе негативно влияет на способность читать и писать», — говорит Павел Юрчик из консультационного центра Sensity, сотрудничающего с Институтом интегрированной профилактики.
Многих польских педагогов беспокоит то, что дети не только испытывают сложности с письмом, но и не хотят учиться.
В ходе конференции Британской ассоциации учителей и преподавателей учёные также доказывали, что слишком частое использование электронных гаджетов приводит к избыточному весу, утомляемости и агрессивному поведению. Родители зачастую гордятся тем, как их ребёнок умеет пользоваться планшетом, не замечая, что у него есть проблемы в общении со сверстниками.
Британские и польские учёные призывают контролировать время, которое ребёнок проводит за общением с новыми технологиями, поскольку те негативно влияют на развитие социальных и физических навыков у детей самого младшего возраста. Нам следует принять это близко к сердцу, поскольку всё более частым явлением становятся требующие терапии случаи компульсивного поведения, вызванного тем, что дети с рождения пользуются электронными устройствами и интернетом. Более того, появились случаи развития зависимости от гаджетов. Ребёнок, росший с планшетом, не может без него жить. Известна история четырёхлетней британки, которая получила в три года iPad и с тех пор с ним не расставалась: дошло до того, что он стал её лучшим другом. Без прибора у девочки появлялись симптомы абстинентного синдрома — неприятные физические и психические ощущения, возникающие при отмене вызывающего зависимость предмета. Ребёнок попал в лондонский центр лечения зависимостей.
Учитывая приведённый выше пример негативного воздействия новых технологий на развитие детей, следует подумать о стратегии, которую избрали в воспитании своих отпрысков многие руководители компаний, связанных с цифровыми технологиями. Например, Алан Игл, руководитель одного из подразделений компании Google, считает смешной идею, что аппликация в iPad позволит детям лучше освоить чтение или счёт. Когда его дочь училась в пятом классе, она ещё не умела пользоваться Google. «Это очень легко, всё равно, что научиться пользоваться зубной пастой. В Google и других компаниях мы работаем над тем, чтобы технологии были настолько просты в использовании, насколько это возможно. Дети с лёгкостью научатся этому, когда станут старше», — говорит он.
Так было и у Стива Джобса — покойного сооснователя и многолетнего главы компании Apple. Его дети не пользовались iPad’ами, а доступ к цифровым технологиям был в его доме жёстко ограничен. Автор биографии Джобса Уолтер Айзексон, проведший в доме главы Apple много времени, пишет: «Каждый вечер Стив садился с семьёй ужинать за большим столом на кухне. Разговоры шли об истории, книгах и многих других вещах, никто тогда не доставал компьютер. Вообще, казалось, что его дети мало привязаны ко всем этим гаджетам».
Билл Гейтс — создатель и многолетний глава компании Microsot тоже был сторонником ограничения своих детей в пользовании компьютером и игровыми приставками. Когда сын спросил его, неужели так будет всю жизнь, Гейтс ответил: «Нет, когда ты будешь жить один, ты сможешь установить себе собственные ограничения».
Так что раз даже основатели и руководители крупных IT-компаний были настолько осторожны с доступом своих детей к новым технологиям, возможно, следует взять с них пример. Социальная неполноценность нашим отпрыскам из-за этого угрожать не будет: ровно наоборот.
Подготовила Дарья ФИЛИППОВА