Триумф чистого разума?
Название книги: Происхождение всех вещей
Издательство: Рипол-классик
Год издания: 2013
Вся жизнь – борьба. И выживает сильнейший. Вроде бы всё справедливо и научно доказуемо, но… для всего ли живого работает формула? Думай головой, работай локтями, стремись вперёд, и ждёт тебя успех? А как же альтруизм и самопожертвование, неизбежно вызывающие восхищение у одних и заводящие в тупик других? Как рационально объяснить движения человеческой души?
Альма Уиттакер так и не нашла ответа, потому и не опубликовала свою теорию происхождения видов, в отличие от Чарльза Дарвина, которому, вероятно, в его жизни не был преподан урок самоотречения.
Удивительная история учёного-ботаника Альмы, неспешно рассказанная и талантливо придуманная. Даже не ожидала от автора оскомину набившей «Ешь, молись, люби». Очень приятный сюрприз, книга оставляет после прочтения уютное тёплое чувство, какую-то светлую радость, желание измениться, коль собой не всегда бываешь довольна. В общем, по-настоящему хорошая литература.
XIX век. Читателя ожидают приключения и путешествия, ровное течение дней и потрясения, испепеляющие страсти и ледяной стоицизм, страдания и следование долгу, но также и картины счастливого детства главной героини. Палитра образов, калейдоскоп мест, ботаника как серьёзная наука, любовь и одиночество, судьба и не судьба, страсть к познанию всего сущего и собственного тела в то же время и в том же ряду. Придуманный персонаж на фоне реальных исторических событий и научных открытий. Чарльз Дарвин и капитан Кук, колонии мха (предмет исследований Альмы) и божественные зарисовки орхидей (предмет страсти «земного ангела» Амброуза Пайка). В общем, чего здесь только нет. Впрочем, нет стилизации под роман XIX века, есть добротность и атмосфера того времени. Автор очень внимательна к деталям, но вместе с тем не занудна. Вроде бы нет очень уж научного языка, но и условной схематичности, опростившей бы роман, тоже нет. Короче, очень талантливый симбиоз чисто художественного произведения и убедительных исторических декораций.
Центральный персонаж, потрясающая женщина-исследователь Альма Уиттакер, прожила долгую жизнь. И не зря прожила! Её детищем стали научные труды по ботанике, а содержанием существования всегда оставалась страсть к проникновению в сущность всех вещей. Надо сказать, чисто логический, мужской склад ума ничуть не мешал этой женщине глубоко чувствовать, переживать сильные эмоции. Слишком умная, да ещё обладательница, мягко говоря, нестандартной внешности, она не могла рассчитывать на чисто женскую реализацию – счастливый брак. С этой мыслью нелегко смириться, когда тебе 20, и природа диктует естественное. Руководствуясь мудрым советом своей старой няни («И что же нам делать с этими страданиями?», — спросила Альма. «Что ж, дитя, со своими страданиями можешь делать всё, что пожелаешь. Они принадлежат тебе. Но я скажу тебе, как поступаю со своими. Беру их за загривок, бросаю на пол и топчу каблуком сапога. И тебе бы научиться делать так же», — ответила Ханнеке), пережила, не сломалась, выдюжила и продолжила дело всей своей жизни. Когда же, на склоне лет, утверждала в беседе с молодым коллегой-учёным, что прожила счастливо, то я ей верила безоговорочно!
Однако какие же мысли из многих наводняющих роман следовало бы рассмотреть отдельно. Я так полагаю, что, главным образом, тот вопрос, ответ на который так и не был представлен в книге. Однажды Альма совершила ряд открытий не научного, но морально-нравственного толка. Первое касалось самоотречения сводной сестры Пруденс. Затем последовало ещё более болезненное, буквально загнавшее в угол героиню, осознание абсолютной нематериальности (едва ли не «эфирности») любимого человека. Ещё позднее (или одновременно с крушением последних надежд на женское счастье, в данном случае не принципиально), впечатлилась актом беззаветного служения английского миссионера-проповедника на Таити. Так вот, Альма не могла не задаться вопросом (исследовательский ум ей попросту не позволил бы этого сделать): почему же добрые, исполненные самых лучших христианских добродетелей люди, не находят себе места в жизни? Достойного места, адекватного их внутренней составляющей, имеется в виду? Кто-то из них немыслимо страдает, другие стоически не жалуются, третьи и вовсе всем довольны, но факт есть факт. А вот другие, подобные, допустим, Генри Уиттакеру, отцу Альмы, напротив, зубами и когтями прокладывают себе дорогу. И не остановятся, и не сдадутся, и выживут! В общем, есть альтруисты, живущие исключительно для других, служа, надеясь улучшить этот мир. Если б они могли и вовсе выпрыгнуть из своего тела, они бы это сделали. Другой же полюс – крепкие материалисты. Живущие для себя, но ведь не подонки же. Они тоже крутят этот земной шар, только по существу, а не по духу. Как же быть? Ведь нельзя же допустить, чтобы естественный отбор выбраковал первую категорию как слабых?..
Альма так и не нашла ответ. Не беда. Проблема обозначена, уже немало.
«И ключ к выживанию во всех ситуациях был один – терпеть жизненные испытания как можно дольше. Шансы выжить были невыносимо малы, ибо мир представлял собой не что иное, как череду бедствий и нескончаемый, пылающий костёр страданий. Но те, кому удавалось противостоять этому миру, формировали его облик – и в то же время под влиянием этого мира меняли свой. Альма назвала свою идею «теорией обусловленных соперничеством мутаций» и верила, что сумеет её обосновать». Так вот, может, и не надо обосновывать? Возможно, теория (верная!) вымышленного персонажа является аксиомой? Вся история человечества XX-XXI веков, последовавшая за смертью пытливой учёной дамы, подтвердила правоту своей первооткрывательницы с лихвой. Страшная теория, на самом деле. Только вдумайтесь, и поймёте, что перед нами действительно современный роман, как утверждает сама Гилберт. Ведь если, как многие сегодня определяют, наше время волчье, то это мы же сами сформировали его облик…
Хотя, знаете, готова уступить и не копать столь глубоко. Получить истинное удовольствие от мудрого романа можно, даже просто невинно восхитившись рациональным, стопроцентно земным умом героини, помогающим ей легко и непринуждённо хотя бы мух от котлет отделять. И даже столь однобокое восприятие не способно обеднить чудесную книгу.
Людмила ЧЕРНИКОВА