Гера Фотич: «Если хочешь быть независимым, надо сначала поголодать!»
Популярный петербургский писатель Гера Фотич – человек из народа. Родился и вырос в простой семье, поработал и почтальоном, и грузчиком. Однако генетическая тяга к самосовершенствованию, свойственная его творческой натуре, сделала своё дело. Сейчас книгами Фотича зачитываются и стар, и млад, по его романам ставят фильмы. Сегодня этот замечательный автор в гостях у литературного портала «Пиши-Читай» расскажет о секрете своего успеха и поделится советами с начинающими литераторами.
— Вы подписываетесь псевдонимом. Как к вам обращаться?
— Все, кто общается со мной по работе, так и обращаются: «Гера».
— Гера, Вы относительно недавно стали издаваться – первый роман датирован 2009 годом. Скажите, как к Вам это пришло: сразу написали – и сразу успех, или путь был тернист и долог? И чем обусловлена сегодняшняя Ваша слава как писателя?
— Немного уточню. Да, в 2009 году была издана моя первая книга. Правда, это была небольшая повесть. Хотя я носил её в себе несколько лет, прежде чем излить на бумагу. Тот опыт был неудачным. Книга печаталась за мой счёт. Издательство не потрудилось сделать грамотную редактуру и корректуру. Хотя содержание заинтересовало одну из кинокомпаний, и они почти сразу украли мой сюжет. После переговоров обещали заплатить. Жду до сих пор. Ребята хорошие, молодые. Фильм получился примитивным – обижать не хочется. Отец учил меня быть добрым. А успех нарабатывался постепенно с опытом. Писать книги – это не заметки в газету.
— Приятно бремя писательской славы?
— Славы нет! Есть известность среди людей разного возраста и пола и места жительства, любящих и ценящих русскую классическую прозу. К сожалению, она сейчас не в моде.
— Когда Вы начали писать? Помните свой первый литературный опыт?
— Начал писать стихи в классе 4-5. Про Родину и пионеров. Печатался в «Ленинских искрах», журнале «Пионер», но очень редко. Родители и я не придавали этому значения.
В 1980 году, неожиданно для себя, победил в творческом конкурсе, объявленном «Комсомольской правдой» к 100-летию В.И. Ленина. Получил диплом и направление в ЛИТО. Тогда решил, что это серьёзно. Стал писать регулярно, периодически печатался в газетах и журналах. Стихи, короткие рассказы, заметки.
— Ваши романы – они скорее приключенческие, развлекательные. В чём секрет этой «развлекательности»?
— Я бы не называл свои романы приключенческими, хотя в Союзе писателей Санкт-Петербурга состою в секции «Приключенческой и патриотической прозы». Никогда не развлекаю своих читателей, а заставляю сопереживать и сострадать. Но стараюсь делать это в острых сюжетных ситуациях, в изменчивости повествования, стремительном развитии действия.
Мой большой жизненный опыт и выработанная с годами «острота зрения» позволяют рассмотреть в обыденном интересную интригу, психологический всплеск, яркую эмоциональность. Герои моих произведений – обычные люди, которые живут среди нас. Просто я научился подмечать невидимое обывательскому глазу.
Разве можно, к примеру, отнести «Камеру обскура» Владимира Набокова или «Чёрного монаха» Чехова к приключенческому жанру? А ведь не оторваться, когда читаешь! В сюжете есть нечто завораживающее. А по сути – обыкновенная жизнь.
— Расскажите о семье, о детстве. Что Вы читали в юности? На каких авторах «выросли»? Кто были Ваши любимые герои? Насколько была в почёте литература в Вашей семье?
— Родился я в семье рабочих. Отец зачитывался фантастикой. И мне пришлось в раннем возрасте познать спираль времени, затерянные миры и говорящую голову. Потом, уже в школе, навёрстывал упущенное.
Люблю классическую прозу. Хотя в школе не очень её понимал. Считаю, что школьная программа по литературе 9-11 классов делает упор на произведения, не совсем подходящие подростковому возрасту.
— Что Вы думаете про русскую литературную классику? Лимит «допустимого» уже исчерпан, или её фонд ещё может пополниться?
— Пока на Земле живёт человек, русская литературная классика будет существовать. Неважно, на каком носителе – бумажном или электронном. Ведь это наша жизнь, опыт поколений. Фонд её пополняется постоянно. Настоящие книги всё равно найдут свою дорогу к читателю.
Классическая проза сейчас не пользуется большим спросом, таким как раньше. Наверно, это связано с появившимися новыми информационными каналами: ТВ, Интернет… Массовый читатель не хочет жить в реальности. Ему больше нравятся придуманные миры, развлекательные сюжеты, обнажённые сплетни. Отсюда инфантильность, незнание жизни, неумение общаться. Но уже сейчас заметно, что читатель начинает возвращаться к прозе. Надо только её хорошо писать, интересно.
— Как Вы относитесь к употреблению мата в книгах?
— Ненормативную лексику в литературе приемлю только в исключительных случаях. Лишь когда её невозможно заменить. Сам никогда не использую. Считаю, для хорошего писателя есть достаточно способов этого избежать.
По поводу чистоты русского языка – всему своё время. Разброд в умах – разброд в языке. Пусть сначала народ будет сыт.
— Каково, по-Вашему, будущее России? И какая, на Ваш взгляд, идея сегодня могла бы стать для неё национальной?
— В политику не лезу. В будущее не заглядываю. По моим представлениям мы снова «слезаем с дерева», куда нас загоняет очередная революция или война. Нам всем надо поумнеть. А для этого необходимо время и желание.
— Что сейчас читаете? Что вообще любите почитать для души?
— Сейчас снова читаю Александра Куприна. Это мой кумир. Не менее любимы: Бунин, Леонид Андреев, Набоков, Чехов, Андрей Платонов, Астафьев, Шаламов и многие другие. Из зарубежных люблю Ремарка, Фолкнера… Но всё зависит от перевода. Стараюсь читать старые издания.
Из современных писателей нравится Юрий Буйда. Мы с ним знакомы по переписке. Эдуард Кочергин – изредка общаемся в Союзе писателей. Дай Бог им здоровья.
— Над чем нынче работаете?
— Сейчас чищу очередную книгу. Обещал на этой неделе отдать редактору. Уже начал следующую. Веду переговоры с американской кинокомпанией о написании сценария и постановке фильма по моему роману «Умереть в раю».
— Вы целиком реализовываете свой писательский потенциал? Есть ли заветная цель написать роман века?
— Реализовываюсь полностью. О «романе века» не думаю. С каждым разом всё более строго отношусь к своему творчеству. Работаю ежедневно.
— Можно ли нынче «прокормиться» литературой? Обеспечивает ли она Вам достойную жизнь?
— Прокормиться литературой можно, но не слишком питательно – издательства не любят раскошеливаться, зато знают, о чём надо писать.
Если хочешь быть независимым, надо сначала поголодать! Стараться писать то, к чему лежит душа! Проносить через собственное сердце боль людей. Страдать и радоваться вместе с героями своих произведений. Тогда почувствуешь, что проживаешь не одну жизнь, а много. Научишься видеть и сумеешь донести задуманное до читателя.
— Что бы Вы посоветовали менее успешным, но талантливым, коллегам?
— Необходимо публиковаться, участвовать в презентациях книг, общаться с коллегами по цеху. Использовать любой шанс, чтобы найти своих читателей: среди них найдутся и спонсоры, которые обеспечат тебе достойную жизнь.
Пока, к сожалению, на государство рассчитывать не приходится.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
5 комментариев
Хорошее интервью. И писатель мне нравится. Особенно его последние книги.
Была на международном книжном форуме этим летом, где Гере Фотичу вручали
премию Николая Гоголя за книгу «Фатальный абонент». Прочитала за одну ночь —
не оторваться! Спасибо!
Прочтите «Фабрику поломанных игрушек» — она сильнее!
Хороший совет от хорошего писателя!
Прочитал на днях очередной роман Геры о том как мы воспитываем своих детей и как делаем из них маньяков и жертв «Фабрика поломанных игрушек». Очень проникновенно и откровенно. Многим стоит задуматься как о своей любви к детям!
Отличные книги пишет! Уважуха!