Гера Фотич: «Если хочешь быть независимым, надо сначала поголодать!»

Популярный петербургский писатель Гера Фотич – человек из народа. Родился и вырос в простой семье, поработал и почтальоном, и грузчиком. Однако генетическая тяга к самосовершенствованию, свойственная его творческой натуре, сделала своё дело. Сейчас книгами Фотича зачитываются и стар, и млад, по его романам ставят фильмы. Сегодня этот замечательный автор в гостях у литературного портала «Пиши-Читай» расскажет о секрете своего успеха и поделится советами с начинающими литераторами.

— Вы подписываетесь псевдонимом. Как к вам обращаться?
— Все, кто общается со мной по работе, так и обращаются: «Гера».
— Гера, Вы относительно недавно стали издаваться – первый роман датирован 2009 годом. Скажите, как к Вам это пришло: сразу написали – и сразу успех, или путь был тернист и долог? И чем обусловлена сегодняшняя Ваша слава как писателя?
— Немного уточню. Да,  в 2009 году была издана моя первая книга. Правда, это была небольшая повесть. Хотя я носил её в себе несколько лет, прежде чем излить на бумагу. Тот опыт был неудачным. Книга печаталась за мой счёт. Издательство не потрудилось сделать грамотную редактуру и корректуру. Хотя содержание заинтересовало одну из кинокомпаний, и они почти сразу украли мой сюжет. После переговоров обещали заплатить. Жду до сих пор. Ребята хорошие, молодые. Фильм получился примитивным – обижать не хочется. Отец учил меня быть добрым. А успех нарабатывался постепенно с опытом. Писать книги – это не заметки в газету.
— Приятно бремя писательской славы?
—  Славы нет! Есть известность среди людей разного возраста и пола и места жительства, любящих и ценящих русскую классическую прозу. К сожалению, она сейчас не в моде.
—  Когда Вы начали писать? Помните свой первый литературный опыт?
—  Начал писать стихи в классе 4-5. Про Родину и пионеров. Печатался в «Ленинских искрах», журнале «Пионер», но очень редко. Родители и я не придавали этому значения.
В 1980 году, неожиданно для себя, победил в творческом конкурсе, объявленном «Комсомольской правдой» к 100-летию В.И. Ленина. Получил диплом и направление в  ЛИТО. Тогда решил, что это серьёзно. Стал писать регулярно, периодически печатался в газетах и журналах. Стихи, короткие рассказы, заметки.
— Ваши романы – они скорее приключенческие, развлекательные. В чём секрет этой «развлекательности»?
—  Я бы не называл свои романы приключенческими, хотя в Союзе писателей Санкт-Петербурга состою в секции «Приключенческой и патриотической прозы».  Никогда не развлекаю своих читателей, а заставляю сопереживать и сострадать. Но стараюсь делать это в острых сюжетных ситуациях, в изменчивости повествования, стремительном развитии действия.
Мой большой жизненный опыт и выработанная с годами «острота зрения» позволяют рассмотреть в обыденном интересную интригу, психологический всплеск, яркую эмоциональность. Герои моих произведений – обычные люди, которые живут среди нас. Просто я научился подмечать невидимое обывательскому глазу.
Разве можно, к примеру, отнести «Камеру обскура» Владимира Набокова или «Чёрного монаха» Чехова к приключенческому жанру? А ведь не оторваться, когда читаешь! В сюжете есть нечто завораживающее. А по сути – обыкновенная жизнь.
—  Расскажите о семье, о детстве. Что Вы читали в юности? На каких авторах «выросли»?  Кто были Ваши любимые герои? Насколько была в почёте литература в Вашей семье?
—  Родился я в семье рабочих. Отец зачитывался фантастикой. И мне пришлось  в раннем возрасте познать спираль времени, затерянные миры и говорящую голову. Потом, уже в школе, навёрстывал упущенное.
Люблю классическую прозу. Хотя в школе не очень её понимал. Считаю, что школьная программа по литературе 9-11 классов делает упор на произведения, не совсем подходящие подростковому возрасту.
—  Что Вы думаете про русскую литературную  классику? Лимит «допустимого»  уже исчерпан, или её фонд ещё может пополниться?
—  Пока на Земле живёт человек, русская литературная классика будет существовать. Неважно, на каком носителе – бумажном или электронном. Ведь это наша жизнь, опыт поколений. Фонд её пополняется постоянно. Настоящие книги всё равно найдут свою дорогу к читателю.
Классическая проза сейчас не пользуется большим спросом, таким как раньше. Наверно, это связано с появившимися новыми информационными каналами: ТВ, Интернет…  Массовый читатель не хочет жить в реальности. Ему больше нравятся придуманные миры, развлекательные сюжеты, обнажённые сплетни. Отсюда инфантильность, незнание жизни, неумение общаться.  Но уже сейчас заметно, что читатель начинает возвращаться к прозе. Надо только её хорошо писать, интересно.
—  Как Вы относитесь к употреблению мата в книгах?
—  Ненормативную лексику в литературе приемлю только в исключительных случаях. Лишь когда её невозможно заменить. Сам никогда не использую. Считаю, для хорошего писателя есть достаточно способов этого избежать.
По поводу чистоты русского языка – всему своё время. Разброд в умах – разброд в языке. Пусть сначала народ будет сыт.
—  Каково, по-Вашему, будущее России? И какая, на Ваш взгляд, идея сегодня могла бы стать для неё национальной?
— В политику не лезу. В будущее не заглядываю. По моим представлениям мы снова  «слезаем с дерева», куда нас загоняет очередная революция или война. Нам всем надо поумнеть. А для этого необходимо время и желание.
— Что сейчас читаете? Что вообще любите почитать для души?
—  Сейчас снова читаю Александра Куприна. Это мой кумир. Не менее любимы: Бунин, Леонид Андреев, Набоков, Чехов, Андрей Платонов,  Астафьев, Шаламов и многие другие. Из зарубежных люблю Ремарка, Фолкнера… Но всё зависит от перевода. Стараюсь читать старые издания.
Из современных писателей нравится Юрий Буйда. Мы с ним знакомы по переписке. Эдуард Кочергин – изредка общаемся в Союзе писателей. Дай Бог им здоровья.
—  Над чем нынче работаете?
—  Сейчас чищу очередную книгу. Обещал на этой неделе отдать редактору. Уже начал следующую. Веду переговоры с американской кинокомпанией о написании сценария и постановке фильма по моему роману «Умереть в раю».  
—  Вы целиком реализовываете свой писательский потенциал? Есть ли заветная цель написать роман века?
—  Реализовываюсь полностью. О «романе века»  не думаю. С каждым разом всё более строго отношусь к своему творчеству. Работаю ежедневно.
—  Можно ли нынче «прокормиться» литературой? Обеспечивает ли она Вам достойную жизнь?
—  Прокормиться литературой можно, но не слишком питательно – издательства не любят раскошеливаться, зато знают, о чём надо писать.
Если хочешь быть независимым, надо сначала поголодать!  Стараться писать то, к чему лежит душа! Проносить через собственное сердце боль людей. Страдать и радоваться вместе с героями своих произведений. Тогда почувствуешь, что проживаешь не одну жизнь, а много. Научишься видеть и сумеешь донести задуманное до читателя.
—  Что бы Вы посоветовали менее успешным, но талантливым, коллегам?
—  Необходимо публиковаться, участвовать в презентациях книг, общаться с коллегами по цеху. Использовать любой шанс, чтобы найти своих читателей: среди них найдутся и спонсоры, которые обеспечат тебе достойную жизнь.
Пока, к сожалению, на государство рассчитывать не приходится.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

1 коментарий

  1. Аннушка Ответить

    Хорошее интервью. И писатель мне нравится. Особенно его последние книги.
    Была на международном книжном форуме этим летом, где Гере Фотичу вручали
    премию Николая Гоголя за книгу «Фатальный абонент». Прочитала за одну ночь —
    не оторваться! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика