Эланд — территория триллера
Название книги: Эланд
Знаете ли вы, что едва ли не каждый человек — носитель триллера внутри себя? Если не задумывались, прочтите трилогию шведского автора Юхана Теорина, и вы вынуждены будете согласиться
Прекрасный шведский мастер убедит вас в этом, что называется, «на раз-два». От вас потребуется просто довериться, расслабиться и мягко покачиваться на волнах Балтики, нежно ласкающих берега сурового, но прекрасного северного острова.
Впрочем, во втором романе цикла «Ночной шторм» будет зима, да ещё разыграется настоящая буря, так что релаксацию придётся отложить. Но маяки всё равно, перемигиваясь, будут завораживать, а призраки, скрипя половицами, тонизировать.
Да и в целом, возможно, я погорячилась, предрекая дремотный отдых. Конечно, всё не так на острове Эланд, но я лично получила-таки ни с чем несравнимое удовольствие от прочтения всех трёх романов. Очень качественная литература, отвечающая всем самым смелым читательским ожиданиям.
Ведущий конёк «Мёртвой зыби», первого романа, — психологизм. Наименее мистичная из трёх книг, мне она пришлась по сердцу больше всего. Здесь обошлось без фольклора, легенд и страшилок. Но образ маньяка (Нильса Канта) выписан настолько обыденно-кошмарно, если можно так сказать, что он один на протяжении всего повествования прекрасно справлялся как с ролью маяка (символа погибели) из второй книги, так и с мифологическим разломом (границей сфер влияния эльфов и троллей) из последней истории. А уж, когда в финале писатель выстреливает фигурой настоящего детоубийцы, то загруженность сознания поисками триллера в своей жизни и жизнях знакомых гарантирована на недели вперёд.
Вообще, для меня стало приятным сюрпризом, что трилогия, заявленная как детективная, оказывается на деле гораздо шире, едва ли не философской. На самом деле, одно удовольствие читать описания природы и погоды, погружаться в истории о привидениях или сказания об эльфах, но, главное, всё время думать. Размышлять, задавать вопросы себе, отвечать на них. Поражаться, возмущаться, сопереживать и обескураженно валиться на лопатки, хватая ртом воздух после чудовищных открытий, кои лежат в пласте загадок человеческой природы, такой непостижимой и примитивной одновременно.
На этом фоне воистину делается несущественным раскрытие имени преступника. Традиционные динамичные триллеры с полицейскими мигалками и фееричным экшеном вдруг резко бледнеют, потому что исподволь, по-северному неспешно, Теорин подводит к мысли: а ведь важнее-то почему преступление совершается, а отнюдь не кем.
Являясь большой поклонницей скандинавских авторов, я долгое время не могла уяснить для себя, что же в них такого, что столь сильно возбуждает мой искушённый литературный аппетит. Нет, ну северный колорит и атмосферность, которые, если писатель талантлив, он мастерски и создаст, это ясно. И слишком банально, ибо лежит на поверхности. И вот, пожалуй, после «Мёртвой зыби» особенно, «Кровавого разлома» в меньшей степени, я поняла, во что влюблена так сильно. Оказывается, мне попросту приятно осознавать, что я со своими глубинными фантомами не одинока. Почитаешь скандинавов, например, Теорина, и с облегчением обнаружишь, что чуть ли не каждый второй швед…гм-м-м… с тараканами. И любая, даже самая пресная, на первый взгляд, жизнь однажды может лихо закрутиться самым наиядрёнейшим триллером. Призраки, они не дремлют. Если не снаружи, так внутри человека уж точно. Просто терпеливо ждут повода выйти на сцену. И уж тогда…
Конечно, не все романы цикла «пробрали» одинаково. Но, подозреваю, что дело не в писательском таланте, а в моих, как читателя, вкусовых предпочтениях. Ибо весь «Эланд» исключительно качественен. Сюжеты, образы, дух, особый размеренный и, одновременно, напряжённый ритм, когда вроде и не в зобу дыханье спёрло, но и оторваться от книги надолго тоже не в силах, всё в совокупности — это непостижимый Эланд. Который в первых двух книгах очаровывает и пленяет, а в последней — вступает с читателем в диалог.
Совершенно волшебное ощущение рождается от прикосновения к мистической природе событий. Хотя, конечно, «бояться следует людей», и ни одного живого тролля Юхан Теорин не предъявит читателям, равно как и призраки останутся лишь на уровне шума и открытой двери коровника, как будто всегда тщательно закрываемой, но… В общем, апеллировать к потустороннему, автор прекрасно это сознаёт, всегда выигрышно. В нашем случае хотя бы уже потому, что фольклорно-мистический элемент внешней жизни отвлекает внимание читателя от тех самых пресловутых призраков, которые обитают либо в частной жизни героев, либо в их душах или сознании, и зачастую весьма неприглядны.
А раз автор в «Ночном шторме» и «Кровавом разломе» вместо собственно чертовщинки набрасывет лишь её лёгкий флёр, что же остаётся? Верно, остаётся реальность. Вернее, живые люди. И, надо сказать, что все герои у автора как-то даже слишком люди: ни абсолютных подонков, даже вроде задуманных антигероями, не найдёшь, ни стопроцентных святош, хотя и живущих вроде по совести и со злом борющихся, но на поверку также оказывающихся несовершенными, со множеством собственных скелетов, рассованным по шкафам.
Надо сказать, вот эта жизненность, а не идейность, чертовски располагает и к персонажам, порой отрицательным даже, и к самому писателю.
На мой взгляд, Юхан Теорин превосходно справился с задачей создать яркую и мудрую вещь. В общем, детективную, ведь одни герои будут умирать, а иные — распутывать хитрые криминальные клубки. Но, в большей мере, книги, повторюсь, получились философски-психологическими историями, до невозможного реальными и легко примеряемыми на себя.
Если же добавить к этому отточенность стиля да непредсказуемость сюжетных поворотов, то получится, что «Эланд» заслуживает самой высокой оценки. Ведь ни с одной из книг не заскучаешь, и каждая оставит после себя чудесное послевкусие и душевную наполненность. Чего ещё желать?..
Да вот разве что продолжения.
Людмила ЧЕРНИКОВА