Обыкновенный фашизм
Название книги: Два брата
Издательство: Фантом Пресс
Год издания: 2014
Прямо вот так сразу, без вступления начну восхвалять талант Бена Элтона. И читатель я достаточно искушённый, да и живу давно, историей увлекалась всегда, потому не ждала потрясения. Зря
«Два брата» — очень хорошая художественная литература, ибо все приёмы, которые были использованы автором, били точно в цель. Эмоции от ряда эпизодов буквально захлёстывают, рыдаешь над книгой, спать делается не то что невозможно, но даже и некогда, ибо отложить в сторону получается с трудом. Кроме того, хочется нести это своё… не новое знание и не открытие, а именно смятение, впечатление в мир. И вот ты уже пристаёшь к невинным людям — родным, коллегам – с целью заставить их задуматься, высказаться, разделить своё горячечное состояние.
А задумываться и высказываться я предлагала на многие темы. Вот лишь некоторые из них. Центральная – обыкновенный фашизм какой он есть: истоки, причины, почва, триумфальное шествие, падение, его влияние не только на людей, но и на мир, Германию, в частности. Ведь очевидно, никто из людей и ничто в этой жизни уже никогда не станет прежним…
Бен Элтон, положивший в основание книги биографические факты членов своей семьи, в очень художественной манере, о чём я уже упоминала выше, рассказал об истинно зверином оскале нацизма настолько правдоподобно и столь живо, что мурашки по коже и слёзы на глазах, это понятно. Но ведь он начал с мюнхенской колыбели этого кошмара: сначала робко и исподволь, потом уверенней, потом неожиданным броском, потом безумно и яростно, потом агонизируя и отплёвываясь, не желая склонить по сути уже отрубленную голову. Так вот, весь этот длинный, детально описанный процесс воспринимается так, будто нарочно создан для проведения параллелей тех двух десятилетий двадцатого столетия с нашим временем. Одна читательница так и сказала: самое страшное – это сегодняшняя реальная угроза повторения того богомерзкого явления, а всё же не то, что в красках изобразил писатель – измывательства над евреями.
Хотя, безусловно, этот разрез – многострадальный еврейский народ, столь часто в истории вынужденный ожидать Моисея, как метко заметила одна из героинь, — естественно, следует отнести к главным проблемам, поднятым в романе. Я бы условно назвала это «феномен еврейства». Удивительная нация, как её изображает Элтон, и я склонна с ним согласиться! Невозможно представить менее агрессивного (или более миролюбивого, кому как нравится) народа. Берлинские семьи в книге – благословенные островки здравого смысла, уюта, любви и доверия, но также ещё и творчества, интеллекта, разумных амбиций. Иудейский народ – исключительно смиренен. И этот факт не приходится оценивать по шкале «хорошо-плохо», он просто факт. Мои собеседники вопрошали: возможно ли вообразить еврейское восстание? Организованное, спланированное, мощное, жестокое, проведённое с безрассудной отвагой и героической доблестью? Никто не сумел вообразить такого. Единственный персонаж, рвущийся в бой, дерущийся с огоньком и преуспевающий в битвах, у Элтона, оказывается, хоть и из еврейской семьи, но… не евреем.
Ещё применительно к этому народу уместно говорить об обаянии. Как отметила моя коллега, их столько били на протяжении всей человеческой истории, что у них чисто генетически выработалась способность (и готовность) нравиться. На всякий случай. А если ещё добавить сюда же и реально существующие исключительные внешние данные, признак породы, в обход знаменитых шнобелей и скошенных лбов, над которыми, кстати, и автор изрядно постебался, то мы имеем роскошные образы. Особенно женские. И, если Фрида прекрасна как внешне, так и внутренне, то вот Дагмар может похвастать лишь одной ипостасью прелести. В финале она грозно выдвигает аргумент в свою защиту: не вам (в смысле всем, читателям, разумеется, это тоже адресовано) меня судить, вы не лизали тротуар!
Я пробежалась по отзывам на книгу и обнаружила, что призыв омерзительной красотки большинство проигнорировать не сумело, но, видите ли, гнилая сущность… Неужели кто-то не разглядел во вздорной задаваке догитлеровского ещё режима эту маленькую детальку? Мне кажется, люди делятся на «шкуры» и альтруистов. Наглядный пример последних – семейство Штенгелей. У них всё просто и естественно – будь то любовь, преданность, порядочность, ответственность, а потом и жертвенность. Фрида, она же ни секунды не колебалась перед смертью: о чём тут думать, она — мать, а тут плачущие дети, пусть и не свои, но нуждающиеся в утешении, это естественно, это не долг, это движение (веление) большой и благородной души. У Вольфганга, Отто и Пауля совершенно такое же мироощущение: отдать жизнь за что-то большее, чем собственная шкура. В основном, за любовь, кстати. Не за нацистскую же Германию. Хотя… гибель одного из братьев в итоге окажется внешне похожей именно на это, но лишь внешне, по факту – конечно же, за сволочную душонку, прикрытую сногсшибательным фасадом.
Простите, друзья, толерантно обошедшие в своих отзывах подлую сущность «шкуры» Дагмар, но вы никогда не читали героической литературы? Может, вы забыли, что предательство – гадчайший грех, его никто, никогда и ничем не оправдывал. А она отличилась не только этим! То, что она цинично (абсолютно трезво и расчётливо) использовала близнецов, начав ещё в детсадовском возрасте, и впрямь можно было бы оставить на её совести, ибо это, действительно, личное дело. Однако границы давайте всё-таки будем знать. Дрянь – это дрянь, обойдёмся без ромашек. Сцена, в которой в свой смертный час, рухнув на то самое место тротуара, свидетеля нечеловеческого унижения детских лет, она шепчет в ответ на предложенную помощь, что та опоздала на 70 лет, оставила меня равнодушной. Более того, мне показалось, что писатель делал эту сцену, едва ли не ожидая равнодушия, а этот персонаж, не осуждая его напрямую, он как бы сам похоронил. Ещё тогда, чуть не полвека назад, когда она уничтожала своими признаниями смысл жизни человека, для которого она одна этим смыслом и являлась.
Экстремальная ситуация завсегда являлась надёжной лакмусовой бумажкой для идентификации истинной природы каждого конкретного представителя рода человеческого. Так что, это неуверенное, но преисполненное пиетета блеяние, мол, неизвестно, что бы сделала я, если б меня насиловали две недели русские солдаты-освободители, малодушно. Ведь не случайно, на мой взгляд, автор это событие поместил уже после всех совершённых (основных) мерзостей этой чудесной Дагмар. Так что, извольте не прятать голову в песок: война ли нас сделала такими? Нет, не война. Она лишь нарыв вскрыла. Дагмар выжила, потому что являлась циничной мразью, а чистая Зильке погибла как раз потому, что была слишком доброй и наивной.
Ну и, наконец, последний момент, который нельзя не отметить, ибо заметен он многим. Тень, бросаемая на Россию (точнее, на красный Советский Союз) то тут, то там, на протяжении всей книги. Это, уж, по моему ощущению, ладно. Оно уже как-то привычно даже. Вполне в этот раз можно даже поблагодарить Бена Элтона за то, что всё-таки в его истории в Берлин вошли советские танки, а не союзнические. И за то, что избежал становящегося уже предсказуемым храброго (наглого!) утверждения, что, мол, русские заглянули в уже освобождённый Берлин исключительно с целью порезвиться с немками и мародёрствовать. Сегодня подобный поворот, повторюсь, уже не удивил бы. А то, что Англия в интерпретации автора – на белом коне, так всё объяснимо. Волею обстоятельств – истребления Гитлером евреев в Германии — она стала второй родиной предкам писателя. Благодарность естественна.
Итак, что такое «обыкновенный фашизм», писатель рассказал без ненужного пафоса и нарочитых сантиментов, но получилось на пятёрку с плюсом. Воздействует лучше документального кино: многих сцен не забыть долго.
И эффект, на который, вероятно, рассчитывал автор, вполне достигнут: есть о чём думать, причём каждый найдёт своё.
Далее. Великолепный стиль, сюжетное построение, проработка образов – всё на высоте. Отличная книга!
Ещё важно, в пустоту бы не канула. Чтобы помнили о безобразной гидре, уже однажды опутывавшей мир. Чтобы избегали подмены понятий при оценке людей – близких, знакомых и посторонних тоже. Ибо посторонние они не всем. Одним словом, поменьше отстранённости и недальновидности.
И да здравствуют истинные человеческие ценности, свет, добро и прекрасный юмор!
Людмила ЧЕРНИКОВА