Евгений Гришковец выступает против аудиокниг
Известный актёр, писатель и режиссёр Евгений Гришковец, оказывается, активный противник аудиокниг. Он считает, что читатель должен именно читать литературное произведение, но никак не слушать голос «исполнителя». Что интересно, сам он озвучил несколько своих книг и убеждён, что имел на это право
Столь неожиданное суждение Гришковец высказал в ходе встречи с читателями, представляя свой новый интернет-дневник «Одновременно: жизнь». Возможно, модного автора не устраивает качество современных, как он выразился, «исполнителей», которые озвучивают книги. Чего греха таить: во многих случаях, если не в большинстве, дикторским и уж тем более актёрским мастерством там и не пахнет. К сожалению, замечательные высокохудожественные аудиоспектакли Всесоюзного радио с голосами знаменитых советских актёров и дикторов остались в прошлом — сейчас редкую начитку можно считать профессиональной работой. «Я категорически плохо отношусь к аудикнигам. Хотите объясню? Во-первых, потому что это модно (смех в зале -Авт.). У меня есть аудиокниги, которые не совсем аудиокниги. «Как я съел собаку» в аудиоверсии — это радиоспектакль. И книга «Реки» — это тоже скорее радиоспекталь, там есть музыка. Вообще, музыка имеет большое значение для прослушивания. И ещё есть одна книга — я её сам прочитал — под названием «Следы на мне», но все эти три литературных произведения — они автобиографические. Поэтому их можно было прочитать своим голосом, чтобы люди могли слышать авторский текст, авторское исполнение. Остальные книги я запрещаю зачитывать. Они сделаны пиратски. Аудиокнига «Асфальт» — это плохо сделано и без всякого разрешения», — объяснил автор.
По словам режиссёра, книгу должны читать «глазами». «У меня есть фраза, и я считаю её не бессмысленной: «Книги звучат тысячами голосов и только самые любимые звучат твоим собственным». Книга звучит внутри. И если в книге написано «я» — считай, что это звучит Бог! Он сам от первого повествователя звучит у тебя внутри от первого лица, — негодует прозаик. -У каждого человека есть свой ритм и скорость чтения. Аудиокнига — это не книга. Это кино без картинки. Это кино, у которого выключен экран. Это не чтение. Процесс чтения он таинственный. То есть подменяется закон восприятия. Книга звучит тут же в третьем лице. И этого делать нельзя — это преступление по отношению к литературе».
Сергей МИЗЕРКИН