Наталья Солженицына: «Красное колесо» — это любимая книга жизни Александра Исаевича»
«Август Четырнадцатого» — это единственное серьёзное литературное произведение, основанное очень серьёзно на фактах, которые существуют у нас о Первой мировой войне: о Гражданской войне — много, о Второй мировой — океаны, а о Первой мировой — ничего нет из большого серьёзного, кроме «Августа». Даже и рассказов почти нет», — заявила известный общественный деятель, соратник и супруга писателя Александра Исаевича Солженицына Наталья Дмитриевна, представляя новое издание исторического романа «Август Четырнадцатого» (первая книга «Красного колеса»), выход которого приурочен к 100-летию со дня начала Первой мировой войны
Можно без преувеличения сказать, что Александр Исаевич писал этот грандиозный роман-эпопею всю жизнь. А задумал написать столь глобальное литературное произведение будущий муж Натальи Дмитриевны ещё студентом в конце 1930-х. Сохранился дневник записей, который можно условно назвать «Дневником романа» — туда автор записывал все свои мысли о будущем романе, получился как бы разговор с самим с собой, полный сомнений, надежд и рассуждений. Примечательно, что непосредственно приступил к написанию «Красного колеса» Александр Солженицын только в 1969 году. Наталья Дмитриевна процититировала интересную запись из дневника, датированную 18 ноября 1976 годом: «Сегодня 40 лет, как я задумал «Р-17» — это можно понимать как роман о революции. Такой замысел проносить в себе, даже неосуществлённым, — уже счастье. Помню: это был слабосолнечный ноябрьский день по тогдашнему счёту каждый шестой выходной. Накануне вечером была большая студенческая вечеринка. А теперь я вышел в душевном томлении и пошёл по Пушкинскому бульвару. Трёх кварталов не прошёл и между Николаевским и Соборным даже остановился: так внезапно вгрузился в меня замысел и стал лавинно расширяться. Побрёл домой, боясь расплескать. Но ещё до дома не дойдя, стал что-то записывать: уже не держалось. В тот день мне ещё не было 18 лет. Откуда берётся эта уверенность молодости? А без неё бы мы ничего не сделали».
Как отметила Наталья Дмитриевна, уже в юном возрасте молодой Соженицын — студент физмата Ростовского университета — понимал, что тему русской революции невозможно раскрыть без тщательного исследования причин мировой войны, в том числе Первой мировой, досконального изучения истории правления династии Романовых. Писатель очень тщательно работал не только над текстом, но и над композицией, общим решением романа, много раз переписывал начало будущего «Красного колеса», был критически настроен к своим ранним литературным опытам. Например, чудом сохранились три редакции начала романа 1936-го, 1938-го и 1948-го годов.
Вот что писал Солженицын в своём дневнике об «Августе Четырнадцатого» в 1966 году. «Смешно, но тот пацан, может быть, уже и до чего-нибудь додумался. Текст беспомощный: писать я совершенно не умел. Взять оттуда для сегодняшнего романа — нечего. Но вот удивительно: распределение материала по главам, строение части, то есть композиция, абсолютно зрелая: могу использовать сейчас. Значит, чувство композиции своё, природное».
«Красное колесо» — это любимая книга жизни Александра Исаевича, это, надо сказать, был главный замысел его жизни. Он от него никогда не отступал. В общем, в истории литературы не такой частный случай — всю жизнь пронёс замысел и сумел его осуществить», — подытожила Наталья Солженицына.
Сергей МИЗЕРКИН