Почему Александр Ширвиндт плюёт на современную критику?
«Привет, ну куда ты столько набрала? На весь колхоз?» — такими «фирменными» фразами почтенный юбиляр — знаменитый театральный режиссёр, сценарист, актёр и телеведущий Александр Ширвиндт — приветствовал одну из читательниц, отстоявшую внушительную очередь за автографом мэтра. В «Молодой гвардии» народный артист РСФСР презентовал свою книгу воспоминаний «Склероз, рассеянный по жизни»
Почтенный том альбомного формата на хорошей бумаге хоть и около 900 рублей, но явно того стоил. Юмор, безграничная самоирония, ум и, безусловно, писательский талант — уже на первых страницах. Поиронизировать над старческой немощью, когда тело плохо подчиняется голове, над бессонницей, о том, что ценные мысли приходят ночью, но остаются на бумаге, если сможешь встать и записать. Ну а если путь лежит «через» туалет — пиши пропало… Ирония — иронией, но книга задумывалась именно ради друзей. «Если быть честным до конца, то, правда, хочется хоть чуточку закрепить своё время, своих друзей, свой дом, а значит, свою жизнь», — говорит автор.
А вот читателей в большей мере интересовало настоящее — ну когда ещё можно услышать едкие и точные комментарии о дне сегодняшнем от самого Ширвиндта! И очень символично, что вопрос об отношении режиссёра к критике задал ребёнок. Не спеша, в неподражаемой «ширвиндтовской» манере (ей богу, не хватало только курительной трубки, намертво приставшей к образу режиссёра) Александр Анатольевич принялся рассуждать: «Понимаешь, критика, слово такое противное — «критика», как вот слово «цензура»: отменить не отменить… «Если говорить о театральной критике, то критики были великие. Байджиев — великий критик и академик, — вспомнил актёр время работы в театре имени Ленинского Комсомола в «счастливое время» Эфроса. — И вот критики во главе с Байджиевым не приходили на премьеру, чтоб потом — не могу сказать то, что я думаю — написать соревнование «Кто обгадит сильнее?» (вот основная тенденция критиков), а раньше критики приходили в театр до премьеры. Они были в процессе. Раньше драматурги приходили в театр (сейчас нет драматургии вообще!) и работали!» «Чехов работал с Немировичем, Горин работал с Захаровым, Розов работал с «Современником», Арбузов работал с Плучиком. И создавались произведения! — пожалуй, следует привести высказывания юбиляра полностью, чтоб «прочувствовать мысль». — Они помогали, а не критиковали. А критика возникала и существовала как элемент процесса творческого, а не как какие-то надсмотрщики». По словам друга Михаила Державина, на сегодняшнюю критику ему абсолютно «наплевать», да и обиды на неё он не держит, а «просто констатирует сегодняшнюю конъюнктуру взаимоотношений». «Она (конъюнктура — Авт.) — трагическая. Поэтому никто на них не обращает внимание. Я не помню случая в последнее время, когда, предположим, тот же Байджиев приходил и что-то советовал, или на что-то «Э..» — и к нему прислушивались. Я не помню случая в последний период, чтобы раскритикованное произведение было изменено по совету критики. Тогда зачем?» — риторическим вопросом завершил ответ автор книги «Склероз, рассеянный по жизни».
Сергей МИЗЕРКИН