Почему Александр Ширвиндт плюёт на современную критику?

«Привет, ну куда ты столько набрала? На весь колхоз?» — такими «фирменными» фразами почтенный юбиляр — знаменитый театральный режиссёр, сценарист, актёр и телеведущий Александр Ширвиндт — приветствовал одну из читательниц, отстоявшую внушительную очередь за автографом мэтра. В «Молодой гвардии» народный артист РСФСР презентовал свою книгу воспоминаний «Склероз, рассеянный по жизни»

Почтенный том альбомного формата на хорошей бумаге хоть и  около 900 рублей,  но явно того стоил. Юмор, безграничная самоирония, ум и, безусловно, писательский талант — уже на первых страницах. Поиронизировать над старческой немощью, когда тело плохо подчиняется голове, над бессонницей, о том, что ценные мысли приходят ночью, но остаются на бумаге, если сможешь встать и записать. Ну а если путь лежит «через» туалет — пиши пропало… Ирония  — иронией, но книга задумывалась именно ради друзей. «Если быть честным до конца, то, правда, хочется хоть чуточку закрепить своё время, своих друзей, свой дом, а значит, свою жизнь», — говорит автор.
А вот читателей в большей мере интересовало настоящее — ну когда ещё можно услышать едкие и точные комментарии о дне сегодняшнем от самого Ширвиндта! И очень символично, что вопрос об отношении режиссёра к критике задал ребёнок. Не спеша, в неподражаемой «ширвиндтовской» манере (ей богу, не хватало только курительной трубки, намертво приставшей к образу режиссёра) Александр Анатольевич принялся рассуждать: «Понимаешь, критика, слово такое противное — «критика», как вот слово «цензура»: отменить не отменить… «Если говорить о театральной критике, то критики были великие. Байджиев — великий критик и академик, — вспомнил актёр время работы в театре имени Ленинского Комсомола в «счастливое время» Эфроса. — И вот критики во главе с Байджиевым не приходили на премьеру, чтоб потом — не могу сказать то, что я думаю — написать соревнование «Кто обгадит сильнее?» (вот основная тенденция критиков), а раньше критики приходили в театр до премьеры. Они были в процессе. Раньше драматурги приходили в театр (сейчас нет драматургии вообще!) и работали!» «Чехов работал с Немировичем, Горин работал с Захаровым, Розов работал с «Современником», Арбузов работал с Плучиком. И создавались произведения! — пожалуй, следует привести высказывания юбиляра полностью, чтоб «прочувствовать мысль». — Они помогали, а не критиковали. А критика возникала и существовала как элемент процесса творческого, а не как какие-то надсмотрщики». По словам друга Михаила Державина, на сегодняшнюю критику ему абсолютно «наплевать», да и обиды на неё он не держит, а «просто констатирует сегодняшнюю конъюнктуру взаимоотношений». «Она (конъюнктура — Авт.) — трагическая. Поэтому никто на них не обращает внимание. Я не помню случая в последнее время, когда, предположим, тот же Байджиев приходил и что-то советовал, или на что-то «Э..» — и к нему прислушивались. Я не помню случая в последний период, чтобы раскритикованное произведение было изменено по совету критики. Тогда зачем?» — риторическим вопросом завершил ответ автор книги «Склероз, рассеянный по жизни».

Сергей МИЗЕРКИН

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика