«Зона затопления», или «Прощание с Матёрой»-2
Оригинальный современный прозаик-реалист, автор нашумевших «Ёлтышевых» Роман Сенчин закончил работу над своей новой книгой «Зона затопления». Роман вышел ограниченным тиражом в 3 тыс экземпляров. Нетрудно догадаться, что «Зона» перекликается с известной повестью Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Речь идёт о трагической судьбе коренных жителей Кежемского района Красноярского края, вынужденных переселиться в город ради строительства Богучанской ГЭС
Заместитель главного редактора «Литературной России» знает о проблеме не по наслышке. Уроженец Тувы, он ещё в детстве видел, что произошло с великой сибирской рекой Енисей из-за строительства Саяно-Шушенской ГЭС: затопленные деревни, вынужденные переселенцы, мёртвая река. Поэтому, когда узнал из СМИ о возобновлении строительства Богучанской гидроэлектростанции (строится с 1974 года!), в 2012 году решил написать книгу, начал собирать материал, встречался с коренными жителями, которые переехали в Минусинск, Красноярск, а также с самими жителями города Кодинска, рядом с которым и возвели грандиозную плотину. «Стал собирать сведения, тем более, что я недалеко от этих мест родился, где жил, — говорит писатель. — И собрал такой поразительный материал. Всё это сопровождалось драмами, люди не хотели уезжать, деревенских людей из сибирских деревень переселяли в обычные квартиры по 18 квадратных метров на человека…» По словам писателя, в отличие от распутинского «Прощания с Матёрой», при строительстве Богучанской ГЭС людям не давали переехать со своим хозяйством на новое место и просто уничтожали, к примеру, небольшие мясоперерабатывающие заводики. «В моей книге описаны документальные случаи. Печально, что так происходит», — с грустью отметил он.
В то же время, отметил Сенчин, «Зона затопления» хоть и создавалась на основе архивных документов, статей местной прессы, книгу всё же нельзя назвать документальным произведением, хотя прототипы героев взяты из реальной жизни. «Если и был вымысел, то он реалистичный, потому что писать документально и скучно, и не получается, — объясняет прозаик. — Что-то объединяется, что-то домысливается, этого не избежать».
В свою очередь, признанный литературный критик Павел Басинский, который пришёл на презентацию нового сочинения народного писателя, подчеркнул, что давно следит за творчеством самобытного автора. Басинский уверен: Роман Сенчин очень интересный писатель, которому удаётся очень удачно реализовывать свой талан именно на стезе реалистического искусства. «Есть такое предубеждение, что написать реалистическую вещь очень легко, — отметил литературовед. — Но на самом деле добиться в литературе ощущения подлинной реальности невероятно сложно. Это гораздо труднее, чем что-то выдумывать, экспериментировать. (…) Вот он говорил, как он писал о зоне затопления. «Пошёл, поговорил, ему всё рассказали, а он взял и всё написал». Но ведь надо услышать человека, увидеть его глаза, главное — перенести это на бумагу. Это невероятно сложное искусство…»
Один из почитателей Романа Сенчина отметил, что « у автора есть редкое достоинство — писать на злобу дня, но не в худшем значении этого слова, а в лучшем», а также большое умение очень точно описывать «текущую бытовую жизнь» и создавать яркие типажи. «Можно сказать, что роман будет важным этапом в творчестве писателя Романа Сенчина», — отметил читатель.
Впрочем, следует заметить, что критика приняла новое литературное творение «деревенского» писателя неоднозначно. Колоритно описывать слёзы спивающихся «коренных сибиряков», утверждают некоторые, попахивает спекуляцией. Ведь «зона затопления» дала многим шанс на лучшую жизнь — переехать в благоустроенное жильё, приобрести новую профессию, найти хорошую работу. И сделать всё это совершенно бесплатно…
Сергей МИЗЕРКИН