«Москва» — один том вселенной Дмитрия Пригова
В этом году знаменитому ушедшему поэту, основателю московского концептуализма, Дмитрию Александровичу Пригову исполнилось бы 75 лет. По этому случаю издательство «Новое Литературное Обозрение» выпустило книгу «Москва», представляющую собой второй том «неполного собрания сочинений». Подробнее о ней и вообще о творчестве Дмитрия Александровича рассказала создатель книги Ирина Прохорова на 17-й ярмарке Non/fiction.
Дмитрий Пригов – личность действительно очень московская. Он любил этот город, в котором родился. За свою жизнь он написал десятки стихов о Москве. Он вообще очень много писал, как минимум по пять стихотворений в день. Его творческое наследие – а это поэзия, проза, рисунки, статьи, а также различные перфомансы – настолько огромно, что даже готовящееся собрание сочинений называется «неполным». Этот достаточно серьёзный труд по канонизации его творчества взяла на себя главный редактор Ирина Прохорова. Ещё при жизни поэта (сам Пригов себя называл «работником культуры») удалось издать две книги его стихов и несколько книг прозы. Но после его смерти в 2007 году возник вопрос – а как в итоге издавать его столь разнородное творчество? Его нельзя собрать хронологически. И возникла идея – создать пятитомное собрание, в основе каждого тома будет одна книга его прозы. Каждый роман будет как древо, от которых идут лейтмотивы всего творчества Дмитрия Александровича. В первом томе «Монады» это стала «Катя Китайская». Второй том увенчивается романом «Живите в Москве», который можно охарактеризовать как автобиографию Пригова. Вокруг этого романа и собрался том «Москва». Он включает в себя стихи от 1972 по 1999 год. Это знаменитый цикл «Апофеоз милицанера», «Москва и москвичи», «Образ Рейгана в советской литературе». Также сюда входят сборники его обращений к гражданам — своеобразные авторские лозунги в советском стиле (самый знаменитый «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста!») и Азбуки, в том числе 37-я похоронная.
Многообразие и одновременно единство его творчества давно навели Ирину на то, что Пригов – это русский Данте ХХ века. Он работал не столько с языком, сколько с языками. В первую очередь с советским дискурсом, советскими штампами и лозунгами, из которых он создал свой уникальный язык, обращаясь одновременно к классикам, как Пушкин и Лермонтов. Собеседник Прохоровой Сергей Шаповал, собравший в отдельной книге интервью автора, согласился с подобной идеей. Что Пригов, подобно Данте выстраивает свой мир, свои круги Ада, свой язык. Его цель была – доказать собственную свободу в сфере культуры, свободу от всех языков. «Он относится к тем людям, тем творцам, которых нужно читать и воспринимать именно собранием сочинений» — заявил Шаповал. О нём нельзя судить по одной книге. Он создавал свою вселенную самыми разными способами, собирая из своего творчества огромную мозаику. Он собрал советский универсум в мире своего творчества. Ирина Прохорова работу с советским языком находит как построение Вавилонской башни, когда воедино смешиваются языки. Пригов был поэтом ухода советской эпохи.
В подтверждение этого были показаны знаменитые Приговские выступления: «Дитя и смерть», «Народ и власть совместно лепят образ новой России», а также читки «Похоронной Азбуки» и цикла о «Милицианере», ставшие самым популярным образцом его творчества. Это стихи не просто о должности, а о мифическом персонаже, представляющем собой воплощение справедливости и порядка. И это только те небольшие примеры его огромного творческого наследия. Оставшиеся три книги собрания данных сочинений также будут начинаться на букву М. Это «Места», «Монстры» и «Мысли». К последнему тому будет выпущен отдельный диск, на котором будут записаны чтения автора. Ближайший том выйдет в начале 2016 года. Конец встречи Сергей Шаповал заключил словами Петра Чаадаева «Слово звучит лишь в отзывчивой среде». И данный проект создаст среду, в которой Пригов «зазвучит».
Григорий КИРИЛЛОВ
На фото Ирина Прохорова и Сергей Шаповал.
Фото автора