«Хор маленьких голосов»: истории простого человека от романистки Степновой
Классические истории «маленького человека» и любовь к Италии удалось соединить в одной книге «Где-то под Гроссето» Марине Степновой — популярному прозаику последних лет.
Автор «Женщин Лазаря» собрала под одной обложкой рассказы о простых людях. Выдуманные повести написаны на основе наблюдений: обрывок фраз случайно услышанного разговора или «сцены» из незадернутой шторой окна — вроде неприлично подсматривать, а удержаться никогда невозможно.
В наше тщеславное время информационное первенство принадлежит людям успешным: о богатых и знаменитых снимают фильмы, их показывают по ТВ, пишут в газетах. Считается, что люди, находящиеся в отчаянном положении, где-то на дне жизни, просто люди тихие («многие просто живут и правильно делают»), убеждена прозаик, недостойны внимания. С точки зрения «инженера человеческих душ» Степновой, как раз обыватели — это и есть те самые замечательные герои, о которых надо рассказывать на страницах книг, снимать кино. «Как правило, все эти истории о людях, думать о которых мне было больно, чья жизнь меня занимает, — отметила писательница. — С моей точки зрения, вся человеческая история — это как раз хор таких маленьких голосов».
Обладательница литературной премии «Большая книга» поведала собравшимся на презентации читателям, что очень любит путешествовать. Её любимая страна — Италия, в которую просто невозможно не влюбиться: настолько красива и величественна её архитектура, внутренне красивы люди. «Там вообще поразительные старики, — говорит Степнова. — Там 80-летние люди так восхитительно радуются жизни… Мы не позволяем себе этого даже в 15 лет. А они уверены, что они заслужили сидеть и пить вино. И рядом со спокойными, счастливыми людьми радостно быть».
По словам эссеиста, философия жизни простых итальянцев, их гармоничная жизнь, смысл которой сводится к добросовестной напряжённой работе с юности до старости, и делает их «живыми и счастливыми». Собственно, об этом и хотела рассказать на страницах «Где-то под Гроссето» автор, где, как уже догадался внимательный почитатель её таланта, есть отсылка к предыдущему роману «Безбожный переулок». И это совсем неслучайно. Оказывается, в каждом произведении Марины есть строчка, предложение или герой, про которых пойдёт речь в новой литературной истории романтической писательницы.
Сергей МИЗЕРКИН