Умерла так умерла…
Название книги: Жизнь после жизни
Издательство: Азбука
Год издания: 2014
Пер. с англ. Е.Петровой. – СПб: Азбука, 2014«Что если у нас была бы возможность проживать эту жизнь снова и снова, пока не получится правильно?», — вопрошает один из персонажей книги. А вот своё мнение о том, как было бы правильно, Кейт Аткинсон предпочла оставить за скобками. Чем, скажем прямо, лишила роман смысла, превратив его в обычную историю о женщине с нестандартной способностью
Урсула Тодд около десятка раз упорно появляется на свет. И всякий раз по-разному умирает, то не пожив вовсе, то кое-как прожив, то чуть получше. Вообще, идея, с которой выступила Аткинсон, не нова определённо. Уж кто только не эксплуатировал этот приём: родилась – не получилось, пробуем снова – опять как-то не так, чего уж там, давай ещё разок – снова мимо. А где тогда собака зарыта? Мне на ум приходит только один вариант, а именно тот, что идея, очевидно, в одинаковой абсурдности как жизни, так и того, что после неё. Зачем бедняжка столько перерождалась? Всё равно невозможно прожить правильно. По крайней мере, до тех пор, пока не определишь, что именно для тебя правильно. В чём смысл твоей конкретной жизни? Нельзя что-то изменить, несмотря на представляющиеся шансы. Твоя «несчастливость» тебя всё равно догонит, где бы ты ни была. Одним словом, лучше бы уж по первому сюжету, где девочка умирает в ночь своего рождения, «не пожив». Умерла так умерла. Впрочем, нельзя отрицать, и автор это тоже, видимо, имела в виду, что в отдельно взятые моменты поступки наши (или их отсутствие) действительно способны весьма кардинально менять нашу жизнь. Только не судьбу, в конечном счёте, ибо «сколько веревочка не вейся…»
Ну да ладно, Бог с ней, с этой основной идеей. Но должна заметить, что от автора детективных романов ожидаешь большей точности и выверенности хотя бы сюжетных линий. Иной раз от усердия связать воедино все жизни Урсулы аж интерес пропадал. Досадно. Но не долго. Если отложить в сторону так и оставшуюся во мраке мысль про то, как правильно жить, то мы неизбежно обнаружим, что во всём остальном книжица весьма занятна.
Ну, например, поклонники чисто британской литературы несомненно получат настоящее удовольствие от прочтения этой книжной новинки. Читателя ждут и усадьба с небанальным названием «Лисья Поляна», и многодетное семейство, в ней проживающее. К сожалению, характеры выписаны автором не достаточно глубоко, но это вполне простительно, иначе могло получиться совсем уж затянуто. Тем более, что многое другое, не несущее основной смысловой нагрузки, рассмотрено уж очень подробно. Однако вернусь к английскому флёру. Не обошлось в романе и без колоритной (мудрой, но грубоватой) экономки в классическом тандеме с традиционной ирландской горничной. А также – сада-огорода – гордости хозяйки.
А ещё писательница щедро покормила своих героев. В буквальном смысле. Англичане без чая с кексами и тортами – лишь наполовину англичане. Но не только. В разных обстоятельствах и различным перечнем продуктов и блюд персонажи перекусывают, вкушают праздничную стряпню или просто жуют. В общем, кулинарии ну очень много в романе. Неравнодушные не только оценят, но и запомнят, а не заметить попросту невозможно. Такова Аткинсон.
Кроме того, автор, которая ещё и историк, добросовестно исследовала войну. Если Первую мировую – как-то вскользь и по делу, то уж Вторая мировая забрала себе едва ли не две трети объёма романа. Только вновь не осмелюсь спросить зачем. Да, всё то же «зачем», что и в случае с центральной идеей о множественности воплощений главной героини. Ибо вновь явилось впечатление какой-то лопнувшей связки: вроде зачем-то Кейт Аткинсон выбирала для своей Урсулы время жизни, которое приходилось на военные годы, но не получилось выразить ясно. Как будто увлеклась самой сутью героизма англичан и мерзости Гитлера.
Ну да ладно, ведь несмотря ни на что, в конечном итоге мы имеем всё же очень качественную литературу. Благодаря грамотному языку, верно заданному ритму повествования, а также занятной композиции книга-таки совершает главное – погружает читателя в описываемую эпоху. Или, наоборот, раз мы сопереживаем злоключениям Урсулы и ощущаем ароматы трав с луга Лисьей Поляны, значит перед нами работа достойного мастера.
Завершая свой отзыв о книге, мне кажется, «Жизнь после жизни» из разряда тех произведений, где каждый увидит своё: то, что хочется или то, что способен. На крайний случай, всегда можно насладиться звучанием, оценить декорации и просто… погрустить.
Людмила ЧЕРНИКОВА