Могут ли мужчины придумывать хороших героинь?
От Русалочки и Анны Карениной до Холли Голайтли и Баффи, истребительницы вампиров, – британская газета The Guardian рассматривает героинь, описанных мужчинами.
Могут ли мужчины придумывать хороших героинь? В основном проблемные женщины придуманы мужчинами – сами женщины обычно гораздо лояльнее относятся к представительницам своего пола. Давайте начнём с Ганса Христиана Андерсена и его Русалочки – главная героиня этой с позволения сказать сказки отдала свой голос в обмен на ноги, и всё это ради того, чтобы добиться расположения мужчины. А в детстве, наверное, многих задевало решение Чарльза Диккенса забить дубинками до смерти бедную Нэнси в «Оливере Твисте». Ну и конечно, не может не раздражать тот факт, что Самуэль Ричардсон без конца унижает и травмирует героиню своего романа «Кларисса», а затем ставит её в пример всем женщинам.
А как мужчины-писатели наказывали своих героинь за их сексуальные увлечения? Анна Каренина бросается под поезд; Эмма Бовари у Флобера принимает яд. Поразительно, что, когда Эрика Джонг писала о неверной жене в своём «Страхе полёта», она снабдила роман хэппи-эндом, в котором героиня возрождается в ванной отеля и вновь проникается чувствами к своему мужу.
Впрочем, и у мужчин встречаются замечательные героини. Джульетта Шекспира – персонаж просто блестящий! Она бросает вызов своим родителям, обманывает няню, втайне выходит замуж, спит с Ромео, планирует гениальный выход из ситуации побег и даже не тревожится по поводу вероятной смерти – а ей, к слову, 14 лет! Это просто позор, что Шекспир не дал ей в пару героя, обладающего хотя бы половиной из её достоинств – вопиющая некомпетентность Ромео и становится причиной смерти Джульетты.
Нора Хенрика Ибсена вдохновила многих женщин крушить стены своих собственных кукольных домиков. Молль Флендерс, придуманная Даниэлем Дефо, – девушка удивительно проницательная и вместе с тем вульгарная. Долго можно описывать и беспокойную, любознательную Фрэнни Гласс, героиню Сэлинджера. А уж Баффи (та самая истребительница вампиров) доказала окончательно, что мужчины могут придумывать не только героинь, но супергероинь.
Но если говорить научно, то самых замечательных героинь создают те писатели, которые передают через них свои мечты и надежды. Прошу меня извинить, но Холли Голайтли – это Труман Капоте в юбке; здесь и его воспоминания о нищем детстве, о его матери, которой приходилось очаровывать (а потом ласкать) мужчин за деньги, рефлексии на тему необходимости вращаться в гламурном высшем обществе, полноценным членом которого он никогда стать не сможет. А основное сходство между Капоте и его героиней состоит в том, что обоим пришлось изобрести себя заново, чтобы выжить.
Другими словами, хорошие героини получаются у тех писателей, кто искренне пытается понять женщину. А если у вас есть к женщинам (или, скорее, к какой-то одной конкретной представительнице этого пола) личные счёты, то… нет, я не скажу, что перо лучше отложить в сторону. Пишите – только вашим читателям стоит приготовить носовые платочки, чтобы расплакаться над очередной невинно убиенной изменницей…
Евгений ВИХАРЕВ