Высокое предназначение. О беззаветном служении идеалам справедливости.О романе Сью Монк Кидд «Обретение крыльев»
Название книги: Обретение крыльев
Издательство: Азбука
Год издания: 2015
Чем силён роман американки Сью Монк Кидд, так это символами. А могла бы вся история о зарождении аболиционистского (вкупе с феминистским) движения на рабовладельческом Юге США первой половины 19 столетия выглядеть и ещё мощнее, сделай писательница ставку как раз на эту изюминку – наполненность волшебными символами. К слову сказать, смысл книги от этого приобрёл бы самобытность, а читательские впечатления – уникальность.
Потому что экзотичность темы сама по себе – обличение рабства как социального явления – не способна вытянуть художественный текст, от которого всегда ожидаешь если и не оригинальности, то уж какого-то особого угла зрения наверняка.
В случае с «Обретением крыльев» приходится констатировать, что, скажем, колорит плантаторских южных штатов лучше передан Маргарет Митчелл в легендарных «Унесённых ветром». Зверства рабовладельцев наглядно нашей отечественной аудитории продемонстрировал бразильский, практически культовый, сериал «Рабыня Изаура». Пусть не в американские декорации помещена драма, но зато очень сочно и детально выражена, тем более, что вряд ли рабовладение критично многолико. Для того же, чтобы оценить зачатки борьбы самих рабов за независимость, думаю, удачным решением станет заглянуть в «Хижину дяди Тома». Одним словом, автору истории о крылатом духе надежды именно в ключе раскрытия прелести данного духа и следовало бы строить повествование, лишь оно способно было бы придать книге особую выпуклость.
Всё, что поведала Кидд о небе со звёздами, птицах с гнёздами и лоскутных одеялах с нашитыми на них крыльями как летописи жизни рабыни, чудо как свежо. Удивительная находка, ведь ничто не олицетворит идею свободы лучше крыльев! Обретя их, к солнцу полетишь быстрее. Об этих крыльях мечтают в романе как рабыни, для которых это символ свободы физической, так и думающая белая девочка Сара Гримке, для неё они символ свободы духовной, и, как следствие, свободы женской личности.
Автор ткала своё полотно, основываясь на документальных источниках. Вот, пожалуй, именно это – невыдуманность событий – чрезвычайно добавляют веса очень искреннему в целом рассказу, пусть и не слишком яркому с художественной точки зрения. В любом случае, благодаря писательнице, аудитория выбравших роман узнает о реально живших в Чарльстоне где-то полтора века назад сёстрах-аболиционистках Гримке, Саре и Ангелине. Сара являлась ещё и крёстной матерью своей младшей сестры и уж на славу постаралась взрастить себе соратницу! Шучу. Как было на самом деле, история умалчивает. Кидд, отказавшая читателю в его интересе понять, откуда у маленькой аристократки явились наклонности защитницы прав чернокожего населения, но зато абсолютно однозначно она утверждает, что уж у Нины-то они известно откуда появились. От воспитавшей малышку Сары!
Да, так вот. Крылья не вырастают ни легко, ни быстро. Борьба за их обретение собственно и описывается на многих десятках страниц книги, вполне читабельных, в конце концов. Но всё же остаются где вопросы, где полутона восприятия, где, думается, не то настроение, на которое, скорее всего, рассчитывала автор. Так, к сожалению, остаётся за кадром, унесли ли обретённые в финале, хоть и не совершенные, крылья обеих героинь к счастью? Конечно же, автор имела в виду, что свобода сама по себе бесценна!.. Разумеется. Но, тем не менее, любопытство сохраняется. Как, например, распорядилась свободой Хетти Подарочек?..
А неугомонная революционерка Сара… Она должна вызывать восхищение, ведь посвятила всю жизнь по-настоящему благородному делу! Высокое предназначение, что тут скажешь. Отважная женщина сумела-таки выполнить обещание, данное много лет назад другой рабыне, Шарлотте, матери своей служанки Хетти. Мечты и грёзы юности разбивались, но стремление сделать мир лучше и справедливее не умирало. Не стала юристом, так стала пастором. Лектором, писателем. Всё лучше, чем носки вязать, по мысли автора, должно быть… Молодец девочка! Только… Наряду с борьбой за отмену рабства она ещё и стояла у истоков феминистского движения в США. Должно быть, в этом дело. Мне её жаль. А рукоплескать безоглядно героине Кидд, вероятно, станут её современные последовательницы.
С чисто женской точки зрения, сестра Нина, взрощенная на убеждениях Сары, выглядит гораздо гармоничнее и понятно счастливее. Потому что ей повезло реализоваться и так и этак, как личность и как мать семейства, скажем. В ней произошло соединение, она и впрямь формат «новой» женщины.
Собственно это и всё, что можно сказать о незатейливой истории, не так чтоб на отлично рассказанной Сью Монк Кидд. Однако, знаете, бывает, именно безыскусность некая, в которой, тем не менее, явственно ощущается отношение самого рассказчика, пленяет сильнее всего. На мой взгляд, прочитать «Обретение крыльев» следует исключительно за образ одной из главных героинь – великолепной воительницы Сары. Её вина заключалась, должно быть, в том, что родилась умничкой. Логично, что прожить свой век курицей – не могло стать мечтой. Отсюда и грёзы о равноправии полов. Печально. В смысле, участь её в те времена печальна. Она поспешила прийти в этот мир.
Но, так или иначе, а крылья своей старинной служанке, нахалке Хетти, она-таки подарила. Будем надеяться также, что и сама их обрела. А, значит, всё было не зря. Человеческая жизнь не ушла в песок, это ли не высшее достижение?
Людмила ЧЕРНИКОВА